GEM: 9,7% беларусов хотят быть предпринимателями

Главное
Фото: Ramiro Mendes / Unsplash.com

В Беларуси впервые проведено исследование «Глобальный мониторинг предпринимательства (GEM)». Его результаты представили Международная финансовая корпорация и BEROC. Донорами исследования выступили Европейский Союз и шведская SIDA.

GEM проводится во всем мире и затрагивает не только собственно предпринимательство, но и социальные, политические аспекты, отношение общества к предпринимательству. Опрашивались не только предприниматели, но и население по репрезентативной выборке, дополнительные модули, пояснила глава представительства МФК в Беларуси Ольга Щербина.

GEM нацелен на сравнение уровней предпринимательской активности между странами, выявление факторов, влияющих на нее, определение связи между уровнем бизнес-активности и экономическим ростом.

Опрос проводился в мае-июне 2019 года компанией MIA Research на репрезентативной выборке среди взрослого населения в возрасте от 18 до 64 лет. Также проводились экспертные интервью.

Опрос показал, что порядка 9,7% населения можно отнести к потенциальным предпринимателям. Такая доля опрошенных сообщила, что либо планирует открыть бизнес, либо только что открыла его, занимается им уже более 3,5 лет либо в течение последнего года вышла из бизнеса.

«Уровень потенциальных предпринимателей составляет 9,7% от населения в возраст от 18 до 64 лет. Порядка 3% населения занимается созданием компании, тогда как 2,8% населения являются собственниками «раннего» бизнеса», — сказала научный сотрудник BEROC Мария Акулова.

Индекс ранней предпринимательской активности в Беларуси составил 5,8. Он включает тех, кто создает компанию либо занимается бизнесом до 3,5 лет.

«Он демонстрирует потенциал бизнеса стать устойчивым в краткосрочном периоде времени», — добавила Мария Акулова.

Доля «устоявшихся» предпринимателей составила 2,7%. Беларусь имеет относительно низкий показатель потенциальных предпринимателей, однако, по словам эксперта, это нельзя расценивать негативно.

«По мере экономического роста происходит переход от количества ранних бизнесов к их качеству. В странах, где уровень дохода невысок, экономика характеризуется доминированием малых фирм, но не устойчивых», — пояснила Мария Акулова.

Наиболее высокие показатели по потенциальным предпринимателям наблюдаются в арабских странах или странах Латинской Америки, что часто связано с отсутствием возможности для нормального трудоустройства.

«В условиях макроэкономической и политической стабильности компании развиваются и становятся способны предоставлять работу большему числу людей», — добавила Мария Акулова.

Глобальный мониторинг предпринимательства также оценивает индивидуальное восприятие населением бизнеса, включающее барьеры для его начала, а также национальное восприятие, описывающее отношение к предпринимательству в целом.

«В национальном восприятии нет каких-либо значимых различий между теми, кто является предпринимателями или нет», — сказала научный сотрудник BEROC.

Независимо от вовлеченности в бизнес, респонденты одинаково оценили освещение предпринимательства в СМИ, социальный статус предпринимателя, а также престижность бизнеса в качестве карьеры.

«Огромные разрывы есть в оценке личных знаний и опыта, социальных контактов и страха провала», — добавила Мария Акулова.

Порядка 90% предпринимателей сказали, что их уровень знаний достаточен для занятия бизнесом, в то же время среди тех, кто не пробовал себя в бизнесе, таких только 40%. Аналогичный разрыв отмечался и в социальных связях — знакомствах с другими предпринимателями. Двукратный разрыв и в оценке предпринимательского риска. Страх провала сдерживал 40% непредпринимателей и менее 20% тех, кто уже пробовал заниматься бизнесом.

В итоге те, кто попробовал заниматься предпринимательством, усвоили правила игры, больше склонны к новым инициативам.

«47% предпринимателей думают о том, чтобы открыть какое-то новое дело или сменить бизнес на какой-то другой. Они достаточно мотивированы на новую инициативу. В случае непредпринимателей лишь 6,6% думают о том, чтобы заняться каким-то бизнесом», — сказала Мариа Акулова.


Финансовая мотивация является основной для начала бизнеса в Беларуси. Около половины опрошенных назвали стимулом для начала предпринимательской деятельности необходимость обеспечить доходы, более 70% — желание более высоких доходов. Желание изменить к лучшему считают стимулом для предпринимательства порядка 20% опрошенных.

В то же время финансовый фактор также является и главным препятствием для начала бизнеса. 38,1% опрошенных сказали, что считают основным барьером для старта бизнеса нехватку средств. Около 19% не уверены в своих силах или считают условия для бизнеса неблагоприятными.

Самой частой причиной закрытия бизнеса стала нерентабельность. Ее назвали более 35% опрошенных. Но одновременно в Беларуси и высока доля тех, кто вышел из бизнеса, продав его или решив начать другое дело.

Наибольшее число потенциальных и ранних предпринимателей ожидаемо отмечалось в возрастных группах 18-24 и 24-35 лет. Это может указывать на важность мер в сфере молодежного предпринимательства.

Итоги исследования ставят под вопрос мнение о том, что для предпринимательства не важно образование. Доля людей с высшим и последипломным образованием увеличивается по мере перехода от потенциальных бизнесменов до предпринимателей с устоявшимся бизнесом.

Говоря о результатах GEM в части анализа беларусского бизнеса, старший научный сотрудник BEROC Родион Морозов отметил, что в прошлом году даже при скромном экономическом росте отечественные предприниматели были готовы расширяться и нанимать новых сотрудников. В целом они демонстрировали достаточно позитивное восприятие будущего.

Еще одной особенностью беларусского предпринимательства стала относительно высокая доля средне- и высокотехнологического сектора. При этом отечественный бизнес в меньшей степени ориентирован на инновации, которые имели бы международное значение.

Беларусский бизнес ориентирован на международные рынки. Это свойственно всем открытым экономикам.

«Наш экспорт не такой инновационный, как хотелось бы. Усилия должны быть направлены на то, чтобы доля инновационного экспорта росла», — отметил Родион Морозов.

В целом по результатам GEM исследователи отмечают пессимизм населения в отношении предпринимательской деятельности, в том числе негативную оценку рисков, своих способностей.

Возрастная группа от 18 до 34 лет более активна в предпринимательских намерениях, что обусловлено в том числе и низкими издержками и восприятием риска в связи с возрастом. Меры по развитию предпринимательства, направленные на эту группу, могут быть более результативными.

Экспертные опросы и опросы населения показали необходимость повышения уровня бизнес-образования и образования в целом. Недостаток знаний и компетенций снижает устойчивость бизнеса, особенно в сложные периоды, а также негативно влияет на оценку своих способностей и знаний. Образование также должно развивать не только предпринимательские компетенции, но и формировать ценности, установки и положительное отношение к предпринимательству.

Авторы мониторинга также подчеркивают, что для развития предпринимательства большее значение имеет формирование институциональной среды, чем отдельные программы и инструменты поддержки. Под институциональной средой понимается стабильность законодательства, независимость судов, диалог между государством и бизнесом, равенство форм собственности. При этом в целом госорганам удается смягчать негативное влияние общего институционального контекста.


🔥 Подпишитесь на наш Telegram-канал. Только авторские статьи!

Оцените статью
REFORM.by