Советский карнавал, девушки-панки и полицейский произвол: конкурс ПРАФОТА 2020 подвел итоги

Главное
Коллаж из проекта "Танцуют все!" Маши Святогор.

Пожалуй, единственный оставшийся в Беларуси конкурс фотографии и цифрового сторителлинга с ценной миссией и работой международного жюри объявил свои результаты.

Из 107 заявок в трёх номинациях победителями были признаны четыре фотопроекта: «Танцуют все!» Маши Святогор, «Перепутанные» Евгения Отцецкого, «Сопротивление бесполезно» Максима Сарычева и коллектива авторов, созданный для портала TUT.BY, а также «Беларусские нулевые» Сергея Гудилина и Натальи Лубневской, созданные для «Нашай Нівы». Обозреватель Reform.by рассмотрела работы победителей, любезно предоставленные организатором премии — культурно-образовательной платформой ЦЭХ — и предлагает читателю последовать ее примеру.

Фотопроект «Танцуют все!» Маши Святогор. Гран-при в номинации «Арт-фотография»

Как отмечает Маша Святогор, история создания ее проекта началась с мешка из-под картошки, в котором она получила более 150 номеров журнала «Советское фото».

Это была гора макулатуры, от которой хотел скорее избавиться мой коллега, а мне было интересно изучить визуальное содержание этого популярного в советское время медиа. Материал постепенно накапливался и в результате стал основой для создания серии, — поясняет фотографка.

На основе фотографий из «Советского фото» Маша создала свои работы, которые дают новый вариант прочтения знакомых образов.

Меня всегда интересовала граница перехода рационального, логичного и разумного в иррациональное и безумное — то, что не поддается плоской, однозначной интерпретации, — комментирует она свои коллажи. — Пространство многих моих работ — это территория карнавала, хаоса, абсурда и дикого праздника, где смешиваются между собой все элементы и слои.

Член жюри премии ПРАФОТО, фоторедактор немецкого журнала Leica Fotografie International Кэрол Кёртинг отметила в серии беларусской фотографки удивительным образом организованный хаос посредством сильной и резонирующей эстетики. Сама же авторка также отмечает, что монтаж и деконструкция исторических и культурных символов советской эпохи позволяет ей выявить и показать несоответствия и парадоксы той системы.

Фотопроект «Перепутанные» Евгения Отцецкого. Гран-при в номинации «Документальная фотография»

Проект Евгения Отцецкого посвящен гродненской женской панк-группе «Messed Up».

На момент создания коллектива его участницам было от 15 до 18 лет, — дает информацию о своей серии фотограф. — Это возраст активного формирования ценностей и взглядов. В этом смысле панк-рок стал для девушек из «Messed Up» альтернативной социализацией.

Евгений Отцецкий отмечает, что участницы группы считают себя феминистками.

«Если можем мы, то и вы сможете», — своим примером они вдохновляют женщин быть активнее в борьбе за свои права, — считает он важным подчеркнуть позицию девушек в своем проекте. — В тоже время жизнь девушек полна характерных для их возраста сомнений и тревог. За пределами привычной среды они часто сталкиваются с агрессией и непониманием. Люди в Беларуси в основном консервативны и осуждают их способ самовыражения. С другой стороны, девушки много общаются с единомышленниками и активно гастролируют как по городам Беларуси, так и по Европе. Люди в других странах обычно более дружелюбны и лучше принимают их образ жизни. Это подпитывает и даёт силы, чтобы держаться выбранного пути.

По словам члена жюри ПРАФОТО, фотожурналиста и арт-директора фестиваля Photolux Энрико Стефанелли, «перед нами — современный взгляд и тщательное исследование, благодаря которому тема прорабатывается продолжительно и глубоко, и именно это дает не только описание местной панк-сцены, но и понимание подростковых трансформаций». Кэрол Кёртинг в свою очередь отмечает предельно близкую дистанцию, на которой работает фотограф, «от чего зритель словно становится частью этой панк-среды».

Проект Максима Сарычева и коллектива авторов (Ольга Бычкова, Юлия Волчек, Адарья Гуштын, Андрей Колбаско, Валерий Кацкель, Никита Пузиков) «Сопротивление бесполезно». Гран-при в номинации «Цифровой сторителлинг»

Скрин из проекта «Сопротивление бесполезно» Максима Сарычева и коллектива авторов.

Несмотря на то, что проект коллектива авторов был опубликован на портале TUT.BY в 2019 году, он своего рода стал предтечей событий в 2020-м.

Герои этого проекта столкнулись с насилием со стороны милиции и теперь пытаются отстоять свои права легальным путём, — дают описание своей работе беларусские фотографы и журналисты.

Член жюри ПРАФОТА и продюсер агентства Upfront Шарль-Анри Фризон прокомментировал выбор жюри: «Проект «Сопротивление бесполезно» — пример хорошей журналистской работы, которая прежде всего показывает, насколько эта тема связана с актуальной международной проблемой полицейского произвола. А простые средства, используемые в проекте: ясный интерфейс, художественные фотографии и релевантное точное использование портретной фотографии — дают ему право стать победителем».

Целиком проект доступен по ссылке.


Проект Сергея Гудилина и Натальи Лубневской «Беларусские нулевые: какими мы были в 2000-е». Гран-при в номинации «Цифровой сторителлинг» (второй победитель)

Скрин из проекта «Беларусские нулевые» Сергея Гудилина и Натальи Лубневской.

Авторы этого проекта постарались отследить главные феномены и события 2000-х годов. Мода и стиль, культурное потребление, технологии, персоны десятилетия в шоу-бизнесе, спорте, медицине, бизнесе, медиа, — создатели истории постарались охватить самые разные сферы.

Какой была эпоха 2000-х годов? Каким образом она сделала возможной Беларусь в ее современном формате? Ради чего мы жили и как выглядели?, — размещенный на портале nn.by, проект выстраивал связь и с современностью.

«Сильный и смелый графический подход, талантливо играющий с визуальными кодами и пиксельным искусством конца ХХ века, что помогает рассказать историю вхождения в эру массового потребления», — так характеризует работу авторов член жюри ПРАФОТО Шарль-Анри Фризон.

Целиком проект доступен по ссылке.

Также специального упоминания в номинации удостоилась работа Таши Орловой «Мама».

Председатель жюри премии, куратор Анна Шпакова в целом прокомментировала работы финалистов следующим образом.

Фотографы этого года продемонстрировали способность долгосрочной работы над проектами и высокую социальную осознанность, познакомив нас со многими самыми актуальными в мире темами: насилие власти и монополия государства на насилие, домашнее насилие, изоляция и коммуникация во время коронокризиса, и так далее.

Всего в шорт-лист конкурса вошли 23 проекта, в том числе, таких авторов как Александр Васюкович и Дарья Царик, Ольга Савич, Дина Данилович и Михаил Гулин, Дмитрий Брушко, Татьяна Ткачева, Ольга Шукайло, Андрей Ленкевич, Игорь Гончарук, Елена Ерашевич, Екатерина Кузьмичева и другие.

Ознакомиться со всеми работами финалистов можно тут.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Последние новости


Рекомендуем

🔥 Подпишитесь на нашу страницу в Facebook. Там весело!

REFORM.by


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: