Минские кинематографисты «замахнулись» на самого Лавкрафта и сняли по мотивам его произведений интерактивный фильм

Культура

Начальный бюджет кинопроекта, собранный посредством краудфандинга — 1800 у.е. Участники кинопроцесса работали «за идею и еду». Время съемок — полгода. Постпродакшн длился два. И при этом — Лавкрафт, «нуар», интерактивный формат картины. Так выглядят реалии беларусского независимого кино — «пламя» наших амбиций и «лед» реальности.

На этой неделе в столичном Доме кино одна из частных минских кинокомпаний — Киношкола Андрея Полупанова — представила публике свой долгожданный проект — мистический детектив «Тайны Аркхэма» по мотивам произведений известного американского мистика и фантаста Говарда Филлипса Лавкрафта. Проект соединил в себе и кино, и игру, показав стремление независимых кинематографистов «разведать боем» территорию «мистического кино».

Важное дополнение к определению. «Интерактивный веб-фильм в эстетике «неонуар» в жанре «мистический детектив», как подчеркивают создатели, — является фан-картиной. Лента создана по одной из историй настольной игры Mythos Tales «Ростки зла». То есть перед нами не просто фильм по адаптированному сценарию литературной основы, а проект по настольной игре, адаптированной к кинопродукту. Как говорится, «есть нюансы».

Сюжет. Два детектива в вымышленном городе Лавкрафта Аркхэме штата Массачусетс, просматривая местные газеты, натыкаются на объявление о покушении на молодую женщину. «Это наше дело», — заявляют Говард и Филипс, и начинают расследование. «Однако обстоятельства, сопровождающие покушение, всё больше их запутывают…».

Такова завязка истории.

А дальше детективы ведут поиски, в том числе, с помощью игрока ( в данном случае зрителя). Если последний делает выбор, скажем, «поехать Говарду и Филипсу в лес», вместо «поехать в больницу», детективов ждет соответствующая развязка. На премьере были продемонстрированы все три ветви возможного развития событий. Однако, если игрок, например, в будущем сделает правильный выбор, ему будет открыт самый лучший из сценариев, без забавной финальной реплики «Детективы проиграли».

Для меня сложность интерактивного фильма в том, что ты, грубо говоря, не знаешь как быть с драматургией, — делится спецификой создания фан-ленты продюсер проекта Андрей Полупанов. — В «линейной» картине все ясно: завязка, кульминация, к которой ты ведешь зрителя, развязка. А в интерактивном кино — как правильно поступить, не совсем понятно. Получается, каждую сцену драматургически решаешь отдельно. Тут — экшн, тут — саспенс, тут — бытовая сцена. А когда потом все складывается в большой фильм, где-то может быть перекос, — и приходиться делать нужные выводы уже на будущее.

Пойти на подобную, в хорошем смысле слова, «авантюру» подтолкнула Андрея Полупанова режиссер будущей картины Илона Мунтян, которая также взяла на себя и продюсерские обязанности. Илону не остановило ни время действия истории — 1930-тые, ни место действия — Америка, ни, собственно, сложность воплощения лавкрафтовской атмосферы.

Минские кинематографисты "замахнулись" на самого Лавкрафта и сняли по мотивам его произведений интерактивный фильм
Илона Мунтян и Андрей Полупанов на премьере фильм «Тайны Акрхэма». Фото: Марина Сикорская, Анечка Шамянкина.

Это был вызов, конечно, — соглашается Андрей, которые работал на картине и в качестве оператора. — Сложный сеттинг, среда — Америка, 1930-ые. Жанр — «нуар»-детектив с элементами хоррора. Переживали за актеров, потому что для многих это было первое появление на экране. Бюджет ограничивал. Но взялись, — и довели до конца, — добавляет он. — Я воспринял этот проект как возможность поработать в направлении такого атмосферного, жанрового, немного развлекательного кино.

Сложно ли было?

Конечно, — отвечает Андрей. — Сложно было отыскать подходящие локации, много было технических сложностей, но справились. Опыт — учит.

Съемки в картине велись на нескольких площадках: Лошицкий усадьбо-парковый комплекс, Литературный музей Петруся Бровки, усадьба «Забродье», ресторан «Раковский бровар», общежитие на улице Уральской…

Первоначально хотели снимать в Желудке, в усадьбе Четвертинских, но они «загнули» нам такой ценник, что пришлось отказаться, — смеется Андрей. — Был бы бюджет побольше, могли бы позволить себе поискать интересные атмосферные места в той же Литве, Украине, но приходиться работать в тех условиях, что есть.

Следует отметить, что локации команда проекта использовала на 100%. Операторская работа в поиске ракурсов, выстраивании мизансцен заслуживает упоминания.Также хотелось бы отметить работу художника-постановщика Юлии Пякиной.

Мне кажется, что нужно искать возможности, а не смотреть на недостатки среды, — когда заходит речь, в целом, об условиях, в которых сейчас находится беларусский независимый кинематограф, продюсер отвечает, что предпочитает больше действовать, чем жаловаться.

Все находится у нас в голове. Сегодня мы конкурируем со всем миром, а не только друг с другом. И это такая, на мой взгляд, позитивная конкуренция. Тот же российский режиссер Илья Найшуллер совсем недавно сделал фильм «Никто» — чисто жанровое, студийное кино, которое имело успех во всем мире. Я искренне порадовался за коллегу. Если мы будем вдохновляться подобными примерами, поддерживать друг друга, помогать, то будет и результат, — считает Андрей.

Минские кинематографисты "замахнулись" на самого Лавкрафта и сняли по мотивам его произведений интерактивный фильм
Командра кинопроекта «Тайны Аркхэма» на премьере в Доме кино. Фото: Марина Сикорская, Анечка Шамянкина

К слову, кино своей команды продюсер видит больше на стриминговых платформах, чем в кинотеатрах.

Если мы говорим об атмосферном, жанровом кино, то я не сильно верю, что в Беларуси есть возможность «отбить» такой продукт на кинотеатральных показах. А вот на стриминговых платформах, уверен, на него есть запрос, — делится своими соображениями руководитель Киношколы.

Планируется, что «Тайны Аркхэма» после премьеры будут выложены в сеть, как раз формируя свою аудиторию.

Мы разместим фильм на нашем ютубе канале, где каждый сможет его посмотреть, и, конечно, поиграть, — уточняет кинематографист. — Когда заканчивается одна часть картины, в конце появятся две кнопки со ссылками, — и зритель сможет выбирать как дальше действовать детективам, — объяснил он механизм интерактивного выбора. — Также в будущем запланирован и отдельный сайт проекта.

Минские кинематографисты "замахнулись" на самого Лавкрафта и сняли по мотивам его произведений интерактивный фильм
Афиша к фан-фильму Илоны Мунтян.

По словам Андрея Полупанова, «Тайны Аркхэма. Ростки зла» — первый фильм, который может вырасти в интерактивный сериал с элементами хоррора.

Пока наша аудитория — это больше та публика, которая любит миры Лавкрафта, настольные игры, но постепенно, совершенствуясь, мы хотели бы расширить наш круг и выйти на зрителя, который, в целом, не равнодушен к мистическому кино. Мне кажется, что у нас есть потенциал.

Отметим, что в «Тайнах Аркхэма» снимались: Константин Свиридов, Александр Гринкевич, Валерия Тихон, а также Иван Петров, Вадим Азаров, Игорь Делов, Кирилл Лыморев и другие актеры.

Свою картину создатели посвятили погибшему звукорежиссеру Максиму Гавриленко, который  до аварии работал на проекте.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.by


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: