Активисту, бежавшему из Беларуси, запретили въезд в Украину

Новости
Артем Маркин. Фото из личного архива

Сегодня в киевском аэропорту «Жуляны» пограничники отказали во въезде в страну 30-летнему беларусу Артему Маркину, который покинул родину из-за политически мотивированного преследования. Для парня это стало абсолютной неожиданностью, ведь, по его словам, украинских законов он никогда не нарушал.

Как рассказал Маркин Reform.by, он прилетел в Киев из Грузии, где находился с августа.

«С документами у меня было все в порядке — в плане ПЦР-теста и страховки. На паспортном контроле в Киеве пограничник вдруг спросил, были ли у меня проблемы на территории Украины. Проблем не было, ни к какой ответственности я не привлекался, так ему и сказал. Он позвал коллегу, они забрали мой паспорт и сказали подождать. Затем меня отвели в кабинет начальницы смены. Она выдала мне бумагу, что мне запрещен въезд в Украину. Причину мне не объяснили, мне кажется, начальница была в курсе, но озвучивать мне не захотела», — говорит молодой человек.

Начальница смены предложила Артему отправиться назад в Батуми за счет авиакомпании, что ему и пришлось сделать.

«По прилету в Грузию у трапа меня встретили полицейские», — добавляет парень. — «Паспорт сразу не отдали. Отвели тоже к начальнику смены, он спросил, почему меня не впустили в Украину, поинтересовался, что мне грозит в Беларуси. После этого мне вручили акт о возврате пассажира, отдали паспорт и отпустили без претензий».

Маркин показал Reform.by решение об отказе в пересечении границы, которое ему выдали в Украине. Причиной отказа там указано: «в отношении лица имеется решение уполномоченного государственного органа о запрете въезда в Украину». Что это за орган, когда и почему он наложил запрет, на какой срок — все это в документе не указано, устно беларусу этого также никто не объяснил. Артем Маркин намерен обращаться в Службу безопасности Украины, чтобы получить ответы на эти вопросы.

Пока что молодой человек останется в Грузии. Он признается, что это полностью разрушило его планы, ведь в Украине он хотел остаться жить постоянно, пока не сможет вернуться домой.

«У меня в Украине есть знакомые беларусы, которые тоже покинули страну из-за репрессий. Они знали, что я собираюсь приехать, даже заранее пытались найти мне какую-то помощь на первое время. Я планировал легализоваться в Украине, работать и жить там. А в Грузии у меня нет знакомых совсем», — говорит Артем.

Уехать из Беларуси Маркину пришлось из-за серьезной угрозы ареста. Артем — анархист. Его единомышленников в Беларуси преследуют под различными предлогами давно, но в последний год — особенно. Многие из анархистского движения уже за решеткой, их обвиняют в организации протестов, на днях вынесут приговор Николаю Дедку, другие, чтобы избежать этого, бежали за границу. В основном задерживают тех, кого считают участниками «Революционного действия» (это движение запрещено в Беларуси, признано преступной организацией и экстремистским формированием). Артем к нему никогда отношения не имел, в анархистских активностях не участвовал, поэтому особой угрозы для себя не видел и уезжать не спешил. В Минске он был активистом инициативы «Еда вместо бомб» — раздавал еду бездомным.

Но в марте в квартиру, которую Маркин снимал вместе с друзьями-анархистами, пришел с обыском ГУБОПиК. Артема и соседей задержали и осудили по статье о несанкционированном пикетировании, парню дали 15 суток. А в начале августа этих же соседей Артема задержали уже по уголовной статье за участие в протестах (ч. 1 ст. 342 УК об активном участии либо организации групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок). И 4 августа Маркин спешно покинул Беларусь. Через шесть дней силовики пришли в эту же квартиру с обыском по уголовной статье уже в отношении самого Артема.

В те же дни силовики окончательно разгромили и печатный кооператив «Листовка», где Маркин до весны работал.

Подробнее о преследовании участников кооператива
Кооператив «Листовка» — необычное предприятие, созданное несколькими единомышленниками, которые работали в нем на равных, оказывали полиграфические услуги в основном мелкому бизнесу, различным НГО, студентам близлежащих университетов. Силовики впервые заинтересовались “Листовкой” в 2017 году, пришли с обыском и изъяли все оборудование в рамках уголовного дела против анархистов. Спустя несколько месяцев все вернули, и претензий не было до 2020 года. В августе кооператив в своих сетях высказывал солидарность с протестами. В сентябре туда пришли силовики — якобы поступила жалоба, что предприятие печатает протестные материалы. Тогда никого не задержали и ничего не изъяли, но в октябре четырех участников кооператива задерживали прямо на работе и отправляли на 12-15 суток ареста по статье о несанкционированных мероприятиях. В феврале организация приняла решение о закрытии из-за угрозы репрессий. А 29 июля силовики пришли с обыском к активисту, у которого хранилась вся техника организации. Они искали участников кооператива, активиста задержали на 5 суток, все оборудование на сумму в 12 тыс. евро было изъято. В тот же день силовики провели обыски по адресам прописки двух других участников кооператива, у их родителей изъяли всю технику. Спустя несколько дней МВД объявило о задержании в Минске восьми анархистов за участие в протестах и организацию массовых беспорядков, «Листовку» обвинили в печати материалов с призывами к противоправной деятельности.

За что Артему Маркину запретили въезд в Украину, если он никогда не жил в этой стране и, как утверждает, не нарушал ее законов? Пока можно только догадываться. Молодой человек посещал Украину лишь два раза, это были недолгие визиты в 2018 и 2019 году: на пару недель и потом на четыре дня. Останавливался у своих друзей-украинцев, тоже анархистов. Говорит, что ни в каких анархистских мероприятиях участия не принимал.

Стоит отметить, что Маркин — не первый беларусский анархист, который сталкивается с проблемами в Украине. В апреле этого года СБУ запретила въезд в страну активистке анархистского движения Елене Витко, которая в 2020-м также бежала из Беларуси и с ноября жила в Украине. В апреле она ненадолго выехала в Польшу, а вернуться в Украину не смогла: в аэропорту «Борисполь» ей вручили запрет на въезд на три года. Правонарушений в Украине у нее не было, причин запрета не объяснили (они до сих пор неизвестны). Получив от пограничников такой же документ, как теперь Маркин, Елена была вынуждена снова отправиться в Польшу.

Активисту, бежавшему из Беларуси, запретили въезд в Украину

Тогда же, в апреле, украинские силовики пришли с обыском к беларусскому анархисту Алексею Боленкову, который участвовал в Майдане и с 2017 года живет в Киеве. Полицейские выбили двери, изъяли технику. Боленкову вручили постановление СБУ о принудительном выдворении с территории Украины, где значилось, что он «несет угрозу национальной безопасности и суверенитету». Вмешались адвокаты и правозащитники, процесс удалось приостановить, Боленков подал жалобу на решение СБУ, требуя его отмены. В конце июня Шевченковский районный суд Киева отказал ему в удовлетворении этой жалобы, но Боленков подал апелляцию. 20 июля во время ее рассмотрения у Шестого апелляционного суда Киева неизвестные в масках (по словам некоторых свидетелей — представители «Нацкорпуса», связанные с Сергеем Коротких) напали на самого Боленкова, журналистов и людей, пришедших его поддержать. На следующий день суд принял решение, что постановление о выдворении Боленкова из Украины было незаконным. На данный момент Алексей остается в стране.

К слову, мы предположили, что запрет на въезд Маркину мог быть как-то связан с делом Боленкова, и спросили, не встречался ли Артем с Алексеем во время визитов в Украину. Но, по словам Маркина, он с Боленковым даже не знаком.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.by


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: