Имеет ли смысл диалог с Минском?

Комментарий
Фото: u-f.ru

Александр Лукашенко и Ангела Меркель провели второй телефонный разговор, в котором обсудили ситуацию на границе. Как сообщается, стороны пришли к определенному пониманию, как действовать дальше в решении имеющихся вопросов. Они «договорились, что проблема в целом выносится на уровень Беларуси и ЕС, при этом соответствующие должностные лица, которые будут определены от обеих сторон, немедленно вступят в переговоры с целью разрешения имеющихся проблем».

Собеседники также договорились о контактах впредь.

Между тем и первый телефонный разговор Меркель и Лукашенко вызвал неоднозначную реакцию среди политиков как в самой Германии, так и в Эстонии, Литве и Польше.

Глава МИД Эстонии Эва-Мария Лийметс рассказала, чего требует Лукашенко от ЕС. В обмен на прекращение миграционного кризиса он требует его признания в качестве президента Беларуси и снятия санкций. По словам эстонского министра, об этом шла речь во время первого телефонного разговора Ангелы Меркель и Александра Лукашенко.

Как оценили же сам факт разговора другие европейские политики?

Телефонный разговор исполняющей обязанности канцлера ФРГ Ангелы Меркель с Лукашенко вызвал неоднозначную реакцию и в самой Германии, и в Эстонии, Литве и Польше. Депутат влиятельной в бундестаге партии «зеленых», член комитета по международным делам Омид Нурипур назвал эти переговоры «ужасным сигналом», пишет Der Spiegel. Евросоюз не должен «позволять Лукашенко себя шантажировать» — заявил Омид Нурипур.

Кандидат в канцлеры ФРГ Олаф Шольц и вовсе назвал Лукашенко «диктатором», использующим беженцев в «позорной игре», сообщает Der Spiegel. Шольц похвалил ЕС за расширение критериев санкций в отношении Беларуси и высказался в поддержку Польши в связи с ее планами возвести стену на внешней границе Евросоюза.

Некоторые немецкие политики солидарны с Меркель. Так, лидер региональной группы ХСС Александр Добриндт заявил, что «необходимо искать дипломатические решения, особенно во время кризиса». Впрочем, Добриндт предположил, что Меркель «в этом разговоре также наглядно показала Лукашенко возможные последствия его действий».

Официальный представитель кабмина ФРГ Штеффен Зайберт рассказал о целях телефонного разговора и.о. канцера Ангелы Меркель с Александром Лукашенко. По его словам, Германия не признает легитимность Лукашенко, но беседа состоялась, чтобы улучшить гуманитарную ситуацию, сложившуюся на границе.

«Для того, чтобы улучшить эту вызывающую тревогу гуманитарную ситуацию для тысяч людей, имеет смысл говорить с теми, кто в Минске имеет возможность изменить положение, даже если речь идет о правителе, легитимность которого Германия и остальные европейские страны не признают», — заявил он на брифинге.

«Не думаю, что это очень разумный ход», — цититует DW профессора университета в Инсбруке, эксперта по Восточной Европе Герхарда Манготта. — «Чего Ангела Меркель пыталась добиться с помощью такого телефонного звонка? Неужели она действительно считает, что Лукашенко можно отговорить от прежней стратегии посредством телефонного звонка? Если так, то она должна была предложить ему что-то взамен».

Звонок завершающей срок полномочий на посту канцлера Германии Ангелы Меркель Александру Лукашенко «не соответствует официальной позиции Германии», заявил председатель Комитета по иностранным делам Сейма Литвы Жигимантас Павилёнис, сообщает Delfi.

«Эта беседа вызвала у всех нас удивление, не только у нас, но, я думаю и у немецких коллег», – заявил Павилёнис журналистам.

С критикой состоявшейся беседы Меркель с Лукашенко также председатель комиссии по иностранным делам парламента Эстонии Марко Михкельсон. «Это было серьезное разочарование, потому что мы заняли общую позицию, что мы не признаем Лукашенко главой белорусского государства. Такой контакт Меркель создает довольно странное впечатление. Кроме того, она сделала это в обход Польши, а это очень понравилось бы Путину», — приводит слова Михкельсона ERR.

«Такие, как Лукашенко и Путин, просто должны были вести себя достаточно плохо, чтобы получить звонок, которого они так сильно хотели», — написал в Twitter бывший президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес.

А вот президент Литвы Гитанас Науседа считает, что диалог с Лукашенко возможен. «Думаю, что есть возможность разрешить кризис, обратившись и к господину Лукашенко, как только что это сделала Ангела Меркель. Мы должны говорить с человеком, который в ответе за то, что происходит на границе», – сказал он в интервью BBC.

Игнас Калпокас, преподаватель факультета политологии и дипломатии Университета Витаутаса Великого, в программе ЛРТ «Привет, Литва» заявил, что подобные слова президента являются очень неожиданными и заставляют задуматься, не изменилась ли позиция Литвы буквально в одночасье.

Евродепутат от Литвы и бывший премьер-министр Андрюс Кубилюс в посте на Facebook отметил: «У нас проблемы не с нападками на принципы внешней политики Литвы, а с характерной чертой президента — отсутствием постоянных взглядов. Я считаю, что звонок Меркель Лукашенко был ошибкой, но это отдельная тема. У Литвы есть все возможности не согласиться с такими призывами просто потому, что Литва выступает за общую и единую внешнюю политику ЕС».

А вот министр иностранных дел Литвы Габриэлиус Ландсбергис исключает любые переговоры с Александром Лукашенко. По словам Ландсбергиса, Лукашенко несет прямую ответственность за возникновение миграционного кризиса на границе Беларуси с Польшей, Литвой и Латвией.

«Лукашенко может начать думать, что он признанный Запад лидером, тот, кто, возможно, сможет разрешить кризис, несмотря на то, что он сам его вызвал», — заявил журналистам Ландсбергис. «По правде говоря, я не вижу смысла разговаривать с ним».

Вице-премьер Польши Ярослав Качиньский скептически оценивает действия международного сообщества в отношении ситуации на белорусско-польской границе. «Следует иметь в виду, что интернационализация, безусловно, необходима, но не настолько, чтобы вести переговоры над нашими головами и делать подобные предложения», — сказал он в эфире Польского радио.

Телефонный разговор Меркель и Лукашенко прокомментировал он в эфире телеканала «TVN 24» и экс-президент Бронислав Коморовский. «Я уверен, что Меркель в разговоре, с одной стороны, демонстрировала кнут, а с другой — какой-то пряник. Кнут — это новые санкции и экономические ограничительные меры в отношении белорусского режима, а пряником может выступать отказ от их введения в сферах, имеющих большое значение для экономического развития Беларуси».

Заместитель директора варшавского Центра восточных исследований Войчех Кононьчук отмечает: «Вне зависимости от того, кто кому звонил, белорусский режим вынудил Берлин пойти на переговоры и фактически признать легитимность Лукашенко. Это плохая новость».

«Эти политики узурпируют право говорить в интересах всей Европы. Напомню, что после фальсификации выборов в июле прошлого года вся Европа приняла решение не вести переговоры с Лукашенко, чтобы заклеймить и маргинализировать его, — заявил в программе «Onet Opinie» депутат Европарламента, экс-министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский. – К нашему удивлению, не посоветовавшись и не проинформировав нас, вся концепция европейской солидарности по отношению к Беларуси была нарушена госпожой Меркель. Не из-за своей наивности она попалась на уловку Лукашенко. Лукашенко поддержала Россия, он вызвал этот конфликт, в том числе для того, чтобы Европа могла заговорить с ним и де-факто признать его лидером Беларуси. К сожалению, госпожа Меркель нарушила эту европейскую солидарность с Беларусью и начала эти переговоры. Это удар не только по нашим интересам, но и по европейской дипломатии» — заявил политик.

Свое отношение к контактам Меркель и Лукашенко высказал и президент Польши Анджей Дуда: «Я сказал президенту Германии, что Польша не признает никаких договоренностей относительно ситуации на польско-белорусской границе, которые будут приняты через наши головы» — написал Дуда в Твиттере.

Между тем вечером по вторник состоялся второй за двое суток телефонный разговор между главой МИД Беларуси Владимиром Макеем и Верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепом Боррелем.

Как сообщил Боррель в Twitter, он призвал беларусскую сторону к «срочным действиям для восстановления безопасности приграничных районов Беларуси и ЕС», а также призвал решить гуманитарную проблему застрявших на границе людей.

Что изменится после сегодняшнего телефонного разговора? Ждем, пока вступят в переговоры соответствующие должностные лица, определенные обеими сторонами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.by


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: