Госпрограмма патриотического воспитания. Единство с фигой в кармане

Главное
7 ноября. Коллаж из открыток

Совет министров Беларуси утвердил программу патриотического воспитания населения на 2022–2025 годы. Открытий о том, что нынешняя власть понимает под патриотизмом, она миру не явила. Теперь остается лишь надеяться, что эта госпрограмма будет реализована так же, как и десятки других до нее.

В принципе, рассказ о программе можно начать и закончить перечислением лишь некоторых персоналий, вошедших в состав межведомственного координационного совета по патриотическому воспитанию населения. Среди главных патриотов – депутат Игорь Марзалюк, Вадим Гигин от общества «Знание», Геннадий Давыдько от «Белой Руси», журналисты Дмитрий Жук и Андрей Кривошеев, Николай Карпенков от МВД и Иван Тертель от КГБ, Виктор Хренин от Минобороны, обозреватель Александр Шпаковский.

Человеку, искушенному в современных беларусских политических реалиях, уже понятно, о чем пойдет речь.

Военно-патриотический уклон программы и не скрывается. Поскольку ее актуальность «обусловлена геополитическими вызовами, необходимостью своевременного укрепления государственного суверенитета и национальной безопасности Республики Беларусь». И делать это предполагается «посредством консолидации общества и обеспечения народного единства».

С описательной частью программы кое в чем даже не поспоришь. «Патриот – человек, который осознанно соотносит свою деятельность с интересами страны, идентифицирует себя и свое будущее c народом, историей, культурой и готов стоять на защите интересов Отечества». По сути вроде как верно, хотя формулировки, как и во всей официальщине, довольно кондовые.

Какие, например, интересы могут быть у Отечества? И как оно их объявляет? Почему в этих формулировках нет названия страны – Беларусь? А фигурируют какие-то обезличенные «Отечество» и «Родина»?

А «патриотические ценностные ориентации» (надо ж такой термин сочинить), формируемые у населения – это любовь к Родине, малой родине, уважение и защита Отечества, знание национальной истории. А также уважительное отношение к старшим, забота о младших и ответственность за них. Ну и тут можно согласиться – что ж плохого в знании истории и уважительном отношении к старшим. Хотя многое зависит и от старших, поскольку, как известно, не всегда мудрость приходит с возрастом.

Далее в программе фигурируют единство современной беларусской нации и понимание национальной идеи как мировоззренческой основы консолидации беларусского общества. Тут уже начинаются вопросы, поскольку дискуссии о национальной идее в современной Беларуси ведутся очень давно и конца этому процессу пока не видно. А национальная идея как таковая так и не была сформулирована, хотя попыток сделать это предпринималось множество.

Но это авторов программы не смущает. «Быть патриотом – значит любить Беларусь, жить и работать в своей стране для ее благополучия, ценить беларусскую культуру, а также уважать государственную символику Республики Беларусь».

Вот тут как раз четко обозначена граница между «патриотами» и «здрадниками». Поскольку сегодня «продолжаются попытки насаждения коллаборационистской символики, тенденциозные трактовки моральных и религиозных принципов, навязывание беларусским гражданам несвойственных культурных моделей».

Собственно, уже все четко-ясно-понятно. Любишь и уважаешь красно-зеленый флаг – ты патриот. Если же бело-красно-белый — коллаборационист. Или, в лучшем случае, жертва «деструктивного информационного воздействия».

Ведь «с 2020 года Республика Беларусь превратилась в арену геополитического противостояния крупных мировых политических игроков, став объектом неприкрытого информационного, политического и экономического давления со стороны западных государств».

В целях, задачах и способах реализации программы, значится, например, гражданско-патриотическое воспитание. То есть «формирование законопослушного гражданина, человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг, привитие глубокого уважения и почитания государственной символики Республики Беларусь». А также «реализация системы военно-патриотического воспитания», «осуществление шефства воинскими частями, подразделениями Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований над учреждениями образования», «организация торжественных мероприятий, посвященных государственным праздникам».

Механизмы реализации программы тоже ясны. Тут все новое – хорошо забытое старое. Весь этот инструментарий в свое время был неотъемлемой частью советской системы патриотического воспитания. Кто был, тот знает – шефство ветеранов и над ветеранами, политинформации, школа имени товарища Дзержинского или других коммунистических лидеров, портреты Ленина в каждом классе. Сюда же уроки начальной военной подготовки, демонстрации и торжественные линейки по случаю «красных дат календаря». Школьники, студенты, рабочие и служащие, конечно же, посещали массовые мероприятия. Махали там флагами с той или иной степенью вовлеченности. Куда ж денешься, если есть разнарядка от вышестоящих организаций.

И от чего вся эта бурная деятельность спасла Советский Союз?

Проблема и тут и там в подмене понятий. Тогда любовь к Родине приравнивалась к любви к коммунистической партии. Теперь патриотизм предлагается приравнять к обожанию существующей власти. Формула предлагается «власть равно родина». А если ты имеешь неосторожность не поддерживать власть, интересоваться другими войнами, кроме Великой Отечественной и, не дай Бог, не посещаешь торжественные мероприятия – ты не патриот. И не место тебе в координационном совете рядом с товарищами Гигиным, Карпенковым и Марзалюком и Шпаковским. А может даже и вовсе в твоей собственной стране.

Правда, вопрос и в том, насколько в принципе эффективны госпрограммы в современной Беларуси. Были уже и государственная программа развития аграрного бизнеса, и развития малого и среднего предпринимательства, и «Беларусь гостеприимная». И много чего еще. Что-то писалось, что-то там реализовывалось. Достижения были невелики. Можно смело предположить, что итоги новой госпрограммы тоже окажутся скромными.

«Кумулятивным количественным показателем станет численность представителей всех социально-возрастных категорий населения, охваченных мероприятиями», — пишут авторы программы. То есть массовость. Но вовлечь не значит увлечь. Вовлеченность в СССР была практически стопроцентной. Результат всем известен.

За что бы не бралось государство без массовой поддержки своих начинаний в обществе – выйдет заведомо плохо. Потому что авторитарная власть – не равно народ. Как бы ей не хотелось объединить всех под своими знаменами и спаять в одно целое всенародной любовью.

В целом программа выглядит квинтэссенцией идеологической работы в понимании агитатора общества «Знание». Опыт КПСС учтен. Только вот про результаты забыли.

А стоило бы вспомнить опыт старших товарищей. Потому что ходить на патриотические мероприятия, конечно же, будут. И может даже единым строем. Правда, с фигой в кармане.

***

Мнения и оценки авторов материала могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.by


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: