Операция «Преемник». Как война в Украине похоронит перспективы Шойгу и Собянина

Главное
Владимир Путин и Сергей Шойгу. Фото: РИА "Новости"

Вопросом «в чем смысл украинской войны?» сегодня задаются многие. И не находят ответа. Списать все на веру кремлевских аналитиков в собственные пропагандистские нарративы соблазнительно. Но эффективно ли? Тем более, что при внимательном рассмотрении в новейшей российской истории можно найти похожие сценарии. Речь об операции «Преемник», которая была реализована в далеком уже 1999 году.

Хочешь найти причину – ищи, кому это выгодно. Этот старый тезис зачастую оказывается полезным при анализе тех или иных событий.

Цена «победы»

На первый взгляд, развязанная Россией война в Украине бессмысленна. Просто потому, что в ней практически невозможно победить. Даже если допустить, что российские войска захватят практически уничтоженные Харьков, Чернигов и Мариуполь, возьмут Киев и дойдут до Львова – что дальше? Отстраивать заново всю инфраструктуру оккупированной Украины? На это у России нет средств. Удержать захваченную территорию, на которой население тебя ненавидит? На это ресурсов потребуется не меньше. Уйти домой, оставив после себя выжженную землю? Тоже бессмысленно, потому как рано или поздно Украина вновь соберется с силами. И, учитывая солидарность с ней Запада, сделает это гораздо быстрее, чем задыхающаяся под санкциями Россия.

Если отбросить в сторону совсем уже апокалиптические сценарии, при которых Владимир Путин невменяем и решил похоронить вместе с собой весь мир, то у войны должен быть бенефициар. Причем внутри самой России. И им может хотеть стать не только хотевший показать миру «кузькину мать» российский лидер, но и другие группировки во власти. А некоторые бонусы могут возникать и дополнительно, по ходу развития событий. Какие?

Тревожный 1998

В 1999 году в России состоялась операция «Преемник», в результате которой стареющего и непопулярного Бориса Ельцина сменил молодой и перспективный Владимир Путин. Но задумываться о политической фигуре, которой можно передать власть в стране, Ельцин стал гораздо раньше.

Судя по многочисленным воспоминаниям участников тех событий, Путин был далеко не первым в списке претендентов, рассматриваемых в качестве преемника. Во второй половине 90-х годов на эту роль пророчили вице-премьера Бориса Немцова и премьера Виктора Черномырдина. Однако довольно быстро стало понятно, что эти кандидатуры непроходные – избиратели их не поддержат. Какое-то время на роль преемника рассматривался и занимавший пост премьера после Черномырдина Сергей Кириенко. Но памятный многим дефолт 1998 года поставил крест и на этой кандидатуре.

После дефолта Ельцин предпринимает попытку снова назначить на пост премьер-министра Виктора Черномырдина, но Госдума дважды отклонила его кандидатуру. После третьей неудачной попытки вернуть Черномырдина на повестке дня стоял бы роспуск парламента и новые выборы в условиях, когда после дефолта народ хлебнул прелестей экономического кризиса и падения уровня жизни. Это могло стать новым триумфом коммунистов, которые и так представляли мощную силу. К тому же в коалицию с ними вступил и влиятельный мэр Москвы Юрий Лужков, тоже видевший себя в будущем в роли президента России.

Компромиссной фигурой стал министр иностранных дел, бывший начальник Первого управления КГБ Евгений Примаков.

Операция «Преемник». Как война в Украине похоронит перспективы Шойгу и Собянина
Москва. Кремль. Министр иностранных дел РФ Евгений Примаков во время встречи с президентом РФ Борисом Ельциным. Фото: Александр Сенцов, Александр Чумичев/ИТАР-ТАСС

Как писал в своей книге «Ход царем» журналист Илья Жегулев, тогдашний глава Администрации президента России Валентин Юмашев вспоминал, что Примаков впоследствии нарушил все заключенные с Ельциным соглашения. Уговор был такой: Примаков становится премьером до выборов 2000 года, но при этом сам в президенты не идет.

Постдефолтный рост экономики взвинтил рейтинг нового премьера. К тому же Примаков заключил союз с Юрием Лужковым. Вокруг них сплотились многие губернаторы и чиновники. Созданный ими блок «Отечество — Вся Россия» быстро становился влиятельной политической силой. А мишенью новой коалиции стал уже сам Ельцин и его семья.

Операция «Преемник». Как война в Украине похоронит перспективы Шойгу и Собянина
Борис Ельцин и Валентин Юмашев

Ельцин сделал еще одну ставку – в сентябре 1998 года на пост премьера был назначен выходец из ФСБ, экс-глава МВД Сергей Степашин. Однако и эта кандидатура оказалась слабой. И тут в Администрации президента вспомнили о назначенном летом 1998 года на пост руководителя ФСБ Владимире Путине.

О том, как советник мэра Петербурга Анатолия Собчака Владимир Путин добрался до поста директора ФСБ России, написано немало. Но в данном случае это не важно. Важно, что кандидатура Путина была предложена Борису Ельцину. И он ее поддержал.

Операция «Преемник». Как война в Украине похоронит перспективы Шойгу и Собянина
Борис Ельцин и Владимир Путин. Фото: Владимира Родионова, РИА «Новости»

Вторая чеченская

26 марта 1999 года Путин становится секретарём Совета безопасности РФ, сохранив за собой пост директора ФСБ. Интересно, что уже в апреле того же года на основании заключения комиссии во главе с Путиным отстранён от должности генеральный прокурор Юрий Скуратов, расследовавший в коалиции с Примаковым и Лужковым деятельность так называемой «семьи Ельцина». Преемник оказался полезным. Но ему еще предстояло завоевать популярность у граждан страны.

«Космодромом» для Путина стала Вторая чеченская война. 7 августа 1999 года боевики под командованием Шамиля Басаева и Хаттаба вторглись в Дагестан.

Первая чеченская кампания шла с декабря 1994 до конца лета 1996 года. Ее Россия фактически проиграла – 31 августа 1996 года были подписаны Хасавюртовские соглашения о перемирии. Согласно им, российские войска полностью выводились из Чечни, а решение о статусе республики было отложено до 31 декабря 2001 года. Чечня оставалась де-факто независимой, хоть и непризнанной ни одной страной мира.

Операция «Преемник». Как война в Украине похоронит перспективы Шойгу и Собянина
Александр Лебедь и Аслан Масхадов подписывают Хасавьюртовские соглашения. Фото: РИА «Новости»

9 августа президент Ельцин назначил директора ФСБ Путина исполняющим обязанности председателя правительства вместо Сергея Степашина. 16 августа Госдума утверждает его кандидатуру.

А в сентябре в трех городах России – Москве, Буйнакске и Волгодонске — прогремели взрывы в жилых домах. В результате терактов погибли 307 человек, более 1700 получили ранения. Если кто в мире и симпатизировал еще до этого борцам за независимость Ичкерии, то с этого момента все стало совсем иначе.

16 сентября в городе Волгодонске Ростовской области рядом с девятиэтажным жилым домом на Октябрьском шоссе рванул грузовик ГАЗ-53 с взрывчаткой. Погибло 19 человек, 89 были ранены. Интересная деталь – за три дня до взрыва председатель Госдумы России Геннадий Селезнёв на заседании Совета Госдумы заявил, что «по сообщению из Ростова-на-Дону, сегодня ночью взорван жилой дом в Волгодонске».

Операция «Преемник». Как война в Украине похоронит перспективы Шойгу и Собянина
В результате взрыва рухнула передняя панель дома. Фото: стоп-кадр из видео с места событий.

Впоследствии СМИ пытались объяснить, что озвученная Селезневым информация касалась другого взрыва, прогремевшего в Волгодонске 12 сентября в ходе каких-то криминальных разборок. Однако некоторые впоследствии обвиняли в организации терактов с жилыми домами российское ФСБ.

На что рассчитывали Басаев и Хаттаб, начиная свое вторжение – не очень понятно. Численность боевиков была всего около 500 человек. Надеяться на победу с их стороны было крайне легкомысленно. Что и произошло.

В этот раз дело пошло гораздо лучше для российской армии. И для раскрутки Путина война эта оказалась как нельзя кстати. После памятных всей России поражений первой чеченской пошли победы. В канун Нового, 2000 года Борис Ельцин объявил о своей отставке. А 20 марта 2000 года уже и. о. президента России Владимир Путин прилетел из Краснодара в Грозный в роли второго пилота сверхзвукового истребителя Су-27УБ. Широкая общественность была сражена наповал.

Операция «Преемник». Как война в Украине похоронит перспективы Шойгу и Собянина
Владимир Путин в Грозном. Фото: Кremlin.ru

После престарелого и уже больного Бориса Ельцина новый молодой и. о. президента Путин, громящий ненавистных террористов и летающий на истребителе, не мог не влюбить в себя российского избирателя. 26 марта на досрочных выборах президента России Владимир Путин победил уже в первом туре, набрав 52,94% голосов. Результат был, пусть и не фееричный. Операция «Преемник» завершилась. И решающую роль в ней сыграла война.

Загадка 2024

Следующие президентские выборы в России должны состояться в марте 2024 года. В апреле 2021 года Путин подписал закон об «обнулении» президентских сроков. Теперь он может избираться еще дважды — и в 2024, и в 2030 годах.

Сам Путин в ноябре прошлого года, выступая на пленарном заседании ежегодного инвестиционного форума ВТБ Капитал «Россия зовет!», заявил, что пока не решил, будет ли баллотироваться на очередной срок.

Конечно, это может быть всего лишь игра. И все решения приняты. А если нет? Все-таки и возраст сказывается – Путину в марте 2024 будет уже 71 год. И здоровье может уже подводить. Какие-то силы в России вполне могут начинать готовить своих преемников, подводя Путина к принятию нужного решения.

К началу 2022 года просматривались как минимум два подходящих кандидата на эту роль – министр обороны РФ Сергей Шойгу и мэр Москвы Сергей Собянин.

Шойгу – министр-долгожитель. Никто не продержался в российском правительстве дольше него. В апреле 1991 года Шойгу был назначен на пост председателя Государственного комитета РСФСР по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. С января 1994 – министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ. В 2012 году чуть менее полугода занимал должность губернатора Московской области. С ноября 2012 – министр обороны России. Считается другом Владимира Путина. По крайней мере, вместе они неоднократно отдыхали в сибирской тайге.

Операция «Преемник». Как война в Украине похоронит перспективы Шойгу и Собянина
Владимир Путин и Сергей Шойгу. Фото: РИА «Новости»

Послужной список Сергея Собянина поскромнее, но тоже впечатляющ. Был председателем Думы Ханты-Мансийского автономного округа, затем губернатором Тюменской области. Возглавлял Администрацию президента РФ и аппарат правительства. С 2010 года – мэр Москвы. А, вспоминая карьеру Юрия Лужкова, столица России – неплохая стартовая площадка для президентских амбиций.

Безусловно, за каждым из них стоят свои группы более и менее влиятельных чиновников. И каждый из них теоретически может рассчитывать на реализацию своих амбиций.

«Царя делает свита»

Вынесенное в подзаголовок утверждение верно и в наши дни. Каким бы автократом не был правитель, он принимает решения на основании информации, которую ему дают советники и приближенные. Этой информацией можно манипулировать. Тут необязателен прямой обман. Просто отдельные факты могут умалчиваться или намеренно подаваться как второстепенные. Другие, наоборот, выпячиваться и выдаваться за важные. Имеют место и обычные ошибки, неверный расчет. Так вышло, например, с главой ельцинской Администрации Валентином Юмашевым, который посоветовал своему боссу поставить на Евгения Примакова, что привело к серьезным последствиям для российской истории.

Мы не знаем, кто и что советовал Владимиру Путину. Есть разные мнения о том, кто может играть роль его доверенных консультантов и к чьему мнению он прислушивается. Но факт остается фактом – Путин принял решение начать войну в Украине. И она уже сказывается и на его судьбе, и на судьбе его гипотетических преемников.

Украинская война

Если допустить, что Путин и его приближенные рассчитывали на быструю победу в украинской войне, свержение Владимира Зеленского и формирование в этой стране некоего марионеточного правительства, то тут расчет мог быть на рост популярности как самого Путина, так и его министра обороны Шойгу, который провел «блестящую спецоперацию» в соседней стране.

Однако в этом случае нам приходится допустить, что все без исключения советники российского президента – совершенно оторванные от реальности люди, свято верящие в собственные пропагандистские нарративы. А вся информация, поступающая российскому руководству – полная чушь, произведенная на свет абсолютно некомпетентными специалистами. Полностью исключать такого варианта нельзя. Но уж больно неправдоподобным он выглядит.

Не исключен и вариант, что советники все понимают, но не осмеливаются сказать правду пребывающему в своем псевдоисторическом помешательстве «царю». При такой ситуации система вообще обречена на крах в ближайшее время. Эта модель также имеет свои недостатки. Хотя бы потому, что система не должна стремиться к саморазрушению.

Возможен и третий вариант. При котором какие-то силы используют ситуацию для того, чтобы похоронить политические карьеры «близкого круга» Путина. Например, карьеру министра-долгожителя Шойгу. Потому что за отсутствие результата блицкрига, не говоря уже про поражение, кто-то должен поплатиться. И этим кем-то вполне может стать министр обороны, который и отвечал за успех операции.

О том, что под Шойгу давно закачался стул, косвенно свидетельствует и недавний конфликт между беларусскими властями и газетой «Комсомольская правда». Известно, что главный редактор «КП» Владимир Сунгоркин близко дружит с Сергеем Шойгу. И демонстративно «наехать» на бизнес друга всесильного министра и приятеля самого Путина – не очень осмотрительный шаг. Если допустить, что министр все еще влиятелен.

В 2013 году в Минске после переговоров был арестован гендиректор «Уралкалия» Владислав Баумгентнер. Казалось, что Лукашенко перешел все границы. Но в итоге он добился своего. Объяснение простое. Сулеймана Керимова, владельца «Уралкалия», называли бизнесменом из круга Дмитрия Медведева. После возвращения Путина на пост президента началась зачистка всех, кто имел отношение к бывшему президенту. Однако заметным это стало позже. Выглядит так, как будто Минск зачастую оказывается очень хорошо осведомлен о деталях кремлевских интриг.

Что касается Сергея Собянина, то его ставка была сделана на жителей крупных и средних городов. То есть на средний класс. Которого в результате введенных против России санкций в скором времени просто не останется. Большинство постарается уехать, кто-то заметно обеднеет. Мэр Москвы останется без группы поддержки, симпатии которой он стремился завоевать в последние годы. Так что на нем, как на возможном преемнике, тоже можно поставить крест.

Украинская война, как и вторая чеченская, может стать как взлетом карьеры для одних, так и крахом для других. Просто на сей раз разборки кремлевских группировок могли оказаться вынесены из России. В соответствии с рекомендациями экс-помощника президента РФ Владислава Суркова, который говорил, что «хаос необходимо выносить за пределы, как это делают США».

И речь не о том, что война была развязана исключительно с целью проведения в жизнь новой операции «Преемник». А о том, она так или иначе будет использоваться различными приближенными к российской власти кланами для достижения собственных интересов. В борьбе за власть. И по крайней мере несколько российских политических «тяжеловесов» могут стать жертвами этой войны уже в ближайшей перспективе.

А кто-то, наоборот, может всплыть на поверхность. В том числе и в роли миротворца. Когда ее можно будет выгодно продать российскому обществу. Так же, как в свое время ему втюхали летающего на истребителе Путина.

***

Мнения и оценки автора материала могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.by


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: