Автомобиль — не роскошь. Реквием по мечте

Комментарий
Volkswagen Passat B3. Фото: Auto.ru

В конце 70-х годов прошлого века во дворе нашей минской «хрущевки» стояли всего два частных автомобиля. Всего два на 60 квартир. Ну как стояли – иногда заезжали. Потому что владельцы берегли свои машины как зеницу ока и хранили в основном в гараже. И не ездили зимой, чтобы, не дай Бог, ржавчина не пошла. Правда, проблем с парковкой не было никаких – хоть вдоль, хоть поперек. Чего я про это вспомнил? Да потому что эти ностальгические времена вскоре вернутся в наши палестины. Ну как скоро – лет через 5-10, когда окончательно рассыплется и придет в негодность большинство сегодняшнего индивидуального автопарка.

Автомобиль был мечтой советского человека. На него полжизни собирали, годами ждали очереди. А вторые полжизни сдували с него пылинки. Потому что авто должно было служить десятилетиями. А купить запчасти, не имея блата, было тем еще квестом. Вы не знаете, что такое блат и как он заводится? Почитайте, вам это знание скоро очень пригодится. Ну а качество советских автомобилей тоже оставляло желать лучшего, поэтому выходные владелец часто проводил не в машине, а под ней.

Посмотрите на фото Минска 1970-х. На улицах будет один троллейбус и пара легковушек. Причем фотографии эти сделаны не в пять утра, а в разгар буднего дня. Просто машин в городе было мало. И «Запорожец» не был таким уже позором для семьи, как впоследствии рассказывали в анекдотах. Зато воздух был чистый.

В конце 1980-х годов в газетах можно было без проблем найти такое вот объявление: меняю однокомнатную квартиру в Минске на ВАЗ-2109. «Девятка» была недосягаемым для многих идеалом. И меняли же, были такие случаи. Очень хотелось иметь личный автомобиль. Только вот в отличие от известного тезиса литературных классиков, был он все же роскошью, а не средством передвижения.

Потом наступили 1990-е, и из-за границы в Беларусь хлынули потоки европейских бэушек. Сначала тоненькой струйкой, а потом и широким потоком. Наступала эра Audi-100 и Passat B3. Да, тех самых «Пассатов», в которые влазило невероятное количество мешков картошки или полкабана. Или мешки с цементом – до тех пор, пока задние брызговики не лягут на землю. Пассат в кузове универсал с дизельным двигателем стал новой мечтой многих беларусов. Впрочем, осуществить ее стало уже гораздо проще. Б/у авто сделали ее доступнее.

Как сейчас помню свой первый автомобиль. В нем я почувствовал себя свободным – мог просто есть и уехать. Куда-нибудь.

Перегонщики, встраиваясь между дальнобоями, спасаясь от многочисленных «бомбил», тащили из Германии и Нидерландов немало хлама. Но среди этого изобилия было возможно выбрать вполне себе достойные экземпляры. Лучшие из них еще и сегодня изредка попадаются на наших дорогах. Европейское качество. В больших и малых городах появились авторынки. Автомобиль понемногу переставал быть роскошью. А в Минске даже стали открываться шоу-румы известных автомобильных брендов. Новые авто были, конечно же, уделом избранных, но большинству вполне хватало широкого выбора на вторичке.

В конце 1990-х годов на авторынках можно было встретить немало россиян, которые специально приехали в нашу страну, чтобы купить автомобиль. Выбор в Беларуси был больше, а цены ниже. Бывали в нашей истории и такие времена. Невостребованный «АвтоВАЗ» прозябал где-то на дальних задворках. Машин на улицах становилось все больше, появились даже проблемы с парковками. И по количеству авто на душу населения наша страна вполне себе приближалась к мировым стандартам.

Шли годы, западные автопроизводители понастроили в России заводов, локализовали производство. «АвтоВАЗ» скооперировался с Renault. Не то, чтобы россиян сильно интересовал сравнительно небольшой по объему беларусский рынок. Скорее, боролись за российских покупателей, везущих от нас б/у авто. Как бы там ни было, они пролоббировали решение об увеличении таможенных пошлин. Гонять десятилеток из Европы стало совсем невыгодно.

Но беларусы подготовились. Кто еще не имел авто, срочно покупал. Кто хотел поменять на более новое – оперативно принимал меры. С авторынков в нашей стране, в соседней Литве, выметалось все живое. Да что живое – хватали такие «ураганы», что повидавшие виды перегоны и перекупщики сами удивлялись, как это вообще можно было продать.

Но не было худа без добра: автосалонов становилось все больше, производители стали массово выпускать бюджетные модели. Дальше вы сами все знаете – понемногу беларусы стали пересаживаться на новые авто. Выбор был велик – и подороже, и подешевле. Хватало и бэушек. Но все же на дорогах стало заметно больше новых машин. Под Борисовом появился завод «БелДжи», выпускающий автомобили Geely. Тем не менее в последние годы в стране до 70% продаж занимали автомобили, произведенные в России. Но при желании, если покупателя так уж воротило от российской сборки, можно было найти и европейские варианты. Автомобиль окончательно перестал быть роскошью. И стал вполне себе доступным средством передвижения.

Но оказалось – показалось. Потому что началась российско-украинская война. К ней мы подготовиться не успели. Европейцы и некоторые азиаты стали уходить с российского и беларусского рынков. А бренд «Škoda» наши власти выставили из страны еще раньше, когда те оказались спонсировать чемпионат мира по хоккею, если он пройдет в Минске. Цены на новые автомобили начали расти еще в 2021 году, причиной называлась нехватка полупроводников и комплектующих на их основе. А в этом году они и вовсе сорвались с катушек.

Цены на новые автомобили в России в марте в среднем выросли на 40%. И это дилеры еще не распродали оставшиеся запасы. А поставки новых машин и запчастей ограничены из-за санкций и проблем с логистикой. И в авто российской сборки по-прежнему велика доля зарубежных комплектующих. А на нашем рынке большинство авто как раз из России. Круг замкнулся. Значит, цены растут и у нас.

Отечественный рынок новых авто в мае сократился на 83%. В сравнении с апрелем продажи упали на 30%. Снижение продаж в Беларусской автомобильной ассоциации связывают с ростом цен и ухудшением условий кредитования. Да ладно дорого, но покупатели в Беларуси уже в ближайшие месяцы могут столкнуться с дефицитом автомобилей, ведь большинство заводов в России остановили производство. И есть деньги, да не купишь.

Проблемы рынка новых автомобилей тут же сказываются на сегменте б/у. В той же России подержанные автомобили уже подорожали на 60%. Растут цены и на автомобили в системе trade-in. Похожая картина, вероятно, будет и у нас. Слишком уж наш авторынок зависим от российского. А мощностей «БелДжи» и борисовских Geely точно не хватит на всех. Да и они неизбежно будут дорожать.

Что будет дальше? Новый автомобиль снова станет практически недосягаемой мечтой. Большинство тех, кто планировал менять свои машины на новые, вынуждены будут пересмотреть планы. И будут дальше ездить на том, что имеют. Только вот времена нынче другие. И машины тоже. Уже давно многие производители автомобилей исходят из того, что покупатель меняет авто через каждые 5-7 лет. Эпоха «вечных» Audi 100 и Passat B3 канула в лету. Нет уже двигателей «миллионников», даже у Mersedes. А многие бюджетники, да и премиальные марки, через сравнительно небольшое время сдадутся в плен коррозии. Плюс проблемы с запчастями, которые не будут поставляться из-за санкций – далеко не все и не всегда можно исправить с помощью китайских аналогов. Да и будут ли они на рынке? Все больше машин станут «на прикол».

Как и встарь имеет смысл перейти на гаражное хранение и не ездить зимой. Ведь авто придется служить вам не один десяток лет. Берегите его и не забывайте про регулярное ТО. Но все равно то, что сегодня еще бодро ездит, через энное количество лет превратится в хлам. Сначала нынешние бэушки, потом бюджетники. Потом и все остальное.

А что взамен? Разве что «Москвич», который будет выпускать московский завод Renault. Вы когда-нибудь ездили на авто без усилителя руля? Нет? Удовольствие, скажу вам, еще то. Но будем снова привыкать, что сделаешь. Есть еще вариант с упрощенной Lada Granta. Пишут, что АвтоВАЗ первым пошел на освобождение машин от излишней электроники. Под «излишествами» подразумеваются антиблокировочная система тормозов (ABS), система курсовой устойчивости (ESP), подушки безопасности. А двигатель будет всего-навсего второго экологического класса. То есть Euro-2, как в СССР. Сегодня вот первая «упрощенка» сошла с волжского конвейера. В ней пока еще есть электроусилитель руля, электростеклоподъемники передних дверей и центральный замок. Видимо, надо брать, потому как это экземпляры для пресс-релиза. Дальше, боюсь, производитель предпочтет электростеклоподъемникам традиционные советские «весла».

В общем, наслаждайтесь, пока есть на чем. Автомобиль ведь не просто средство передвижения. Это свобода. И в прямом смысле, потому что можно сесть и уехать отсюда куда-нибудь. И в переносном, поскольку всякого рода бытовая техника существенно облегчает жизнь и высвобождает время. Но вместе со свободой от нас уходят автомобили. Уезжают, печально сигналя. Они оказались как-то очень тесно связаны с демократией. И вместе с ней опять превращаются в мечту.

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.by


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: