«Хотелось бы продолжить свою линию»: брестское «Пространство КХ» запустило цифровую галерею современного беларусского искусства

Главное
Скрин сайта spacekx.com.

В ситуации все более цензурированного беларусского культурного поля подобные новости на вес золота. Известная брестская площадка КХ, ликвидированная в прошлом году администрацией города, запустила виртуальный формат своего пространства. Раздел «Теарт КХ» пока в разработке, но о запуске полноценной цифровой галереи современного беларусского искусства уже можно говорить.

В частности, уже сейчас в виртуальной «Галерее КХ» работают несколько онлайн-выставок.

Цикл In pairs («В парах») объединяет двух художников в одном выставочном поле. Могли бы вы представить рядом, скажем, работы таких авторов как Базинато и Цемра? Или Романа Аксёнова и Маши Святогор? Алеси Житкевич и Леси Пчелка? А это сопоставление, диалог и даже столкновение разных художественных высказываний работает! Обозреватель Reform.by несколько часов пробыла в виртуальной «Галерее КХ» — и не пожалела времени. Перед нами — не просто «сайт с картинками», а виртуальное пространство, которое учитывает специфику цифровой среды и, следовательно, предел зрительского внимания. А также у цифровой галереи есть куратор, а точнее — кураторка, чье концептуальное видение позволяет говорить именно о состоявшемся арт-пространстве, где бы оно не находилось — онлайн или офлайн.

Reform.by связался с кураторкой «Галереи КХ» Лизаветой Михальчук и поговорил с ней о цифровом перерождении галереи, текущих выставках и ситуации в беларусском культурном поле.

"Хотелось бы продолжить свою линию": брестское "Пространство КХ" запустило цифровую галерею современного беларусского искусства
Лизавета Михальчук. Источник фото: facebook.com/lizaveta.mikhalchuk.

 

Лиза, на что вы в обновленной цифровой галерее делаете ставку?

— В первую очередь на то, чтобы это было полноценное художественное пространство. Включающее работу куратора, редактора, веб-дизайнера. В этот раз речь идет о цифровом пространстве, и изначально я поставила себе задачей найти такой способ подачи материала, который был бы живым и привлекательным в онлайн-формате. Чтобы это была не документация визуального проекта, а именно виртуальная галерея.

Мне повезло — со мной согласился работать Сергей Шабохин — художник, дизайнер, человек, в чьем художественном видении я не сомневаюсь. И мы сделали ставку на то, чтобы посетитель сайта в каком-то смысле кайфонул от посещения нашей площадки. Чтобы он «словил» ощущение погружения — как будто вы заходите в выставочный зал. Пространство, тексты и изображения — все продумано и выстроено. Я надеюсь, что эту атмосферу галереи нам удалось создать.

Я обратила внимание, что не ушла с сайта пока не посмотрела все выставки — это было очень увлекательно.

— Спасибо.Также я хочу отметить, что наша галерея — это пространство для презентации критического и актуального беларусского искусства. А также проектов, направленных на инклюзию «исключенных» по разным причинам художниц и художников.

"Хотелось бы продолжить свою линию": брестское "Пространство КХ" запустило цифровую галерею современного беларусского искусства
Скрин c cайта «Галереи KX». Из проекта «В парах».

Мне кажется, что авторы в Беларуси оказались сейчас в ситуации просто невероятной изоляции. Мало того, что нет площадок, на которых можно выставляться, в стране также запущен механизм жесточайшей цензуры. «Черные списки», которых никто не видел, но которые почему-то работают — в определенном смысле, это практически запрет на профессию.

В этих обстоятельствах онлайн-формат — возможно, самая подходящая форма высказывания в Беларуси. При минимальных вложениях художник может позволить себе более-менее свободное высказывание. Думаю, что в таких условиях наша виртуальная галерея окажется очень продуктивной. Но не буду загадывать — время покажет.

При этом подчеркну, что мы не делаем ставку только на остросоциальные, политические высказывания художников. Мы открыты и работаем со всем, что происходит сейчас. Со всем живым. Ведь получилось так, что из тех галерей, который у нас были и закрылись, — практически никто не продолжил свою деятельность. Художникам и до 2020 года было не просто выживать, сейчас же ситуация просто критическая.

"Хотелось бы продолжить свою линию": брестское "Пространство КХ" запустило цифровую галерею современного беларусского искусства
Скрин с сайта «Галерея КХ». Из проекта «В парах».

Напомню, что и «Пространство КХ» в Бресте тоже лишилось физической площадки. Для вашей команды было принципиально запустить галерею с таким же именем?

— Да. Потому что у нас есть своя аудитория и репутация. Открыть площадку с нуля — это значит заново дать ответ на ряд возникающих вопросов: кто создает площадку? какой у этих людей уровень других выставок? стоит ли художнику там выставляться? И так далее и тому подобное. У нас же есть своя публика, которая скучает, есть художники, которые нас знают, или могут узнать о нас через архивы, и есть мы, которые хотим сохранить свое имя, остаться в поле современного беларусского искусства. Хотелось бы продолжать свою линию и не исчезнуть.

Таким образом, в приоритете будут ваши кураторские проекты?

— Совершенно верно. И я приглашаю беларусских художников принять в них участие.

Но также мы будем переводить в онлайн-формат самые крутые выставки, которые состоялись вживую в «Пространстве КХ» в Бресте с 2017 года. Это наше второе направление.

"Хотелось бы продолжить свою линию": брестское "Пространство КХ" запустило цифровую галерею современного беларусского искусства
Скрин с сайта «Галерея КХ». Презентация проекта «В парах».

И третье — мне хотелось бы, чтобы на нашей площадке создавались и сторонние авторские кураторские проекты. Я представляю себе это как отдельный виртуальный «зал», где могут демонстрироваться, в том числе, и самостоятельные высказывания художников и художниц — скажем, видеоарт, небольшие серии. Авторы часто делятся своими работами в соцсетях, почему не получить дополнительную возможность презентации? То есть мне хотелось бы, чтобы цифровая «Галерея КХ» — это была живая площадка с разными формами существования искусства. Чтобы мы сейчас не попали в этот провал, пропасть, и потом не оказалось, что вновь «нічога няма».

К слову, уже сейчас в «Галерее КХ» представлено несколько твоих кураторских выставок — вышеупомянутый цикл «В парах». Как создавался этот проект?

— Да, In pairs «В парах» — это серия парных выставок, где в каждой участвуют два художника, художницы. То есть я подчеркиваю, что это не совместные выставки, это именно парные — у каждого автора с каждым проектом своя отдельная страничка, где можно посмотреть работы. У кого-то — это фото, видео, у кого-то — тексты, у кого-то — живописные работы, фотографика… Очень разные получились компиляции.

Когда я приглашала художников поучаствовать в проекте, то они были вольны сами выбирать себе «пару», искать, так сказать, напарника. Но иногда я предлагала им партнёра, — и это мог быть совершенно незнакомый для них человек. Авторам, на самом деле, очень сложно отвязаться от знакомого им формата — показаться вместе с друзьями, или вместе с художниками, которые близки по духу. А мне было интересно столкнуть какие-то не совсем очевидные проекты, — несвязанные формально дружескими или смысловыми узами — и посмотреть что из этого выйдет. По итогу, мне кажется, получилось очень много интересных ходов, которые не ожидали и сами художники.

"Хотелось бы продолжить свою линию": брестское "Пространство КХ" запустило цифровую галерею современного беларусского искусства
Скрин с сайта «Галерея КХ». Из проекта «В парах».

Мне не понятно, как и что будет дальше со всей нашей ситуацией. То, что художники, фотографы, дизайнеры не имеют сегодня возможности делиться своим искусством — это очень грустно, и не понятно, как в этих обстоятельствах действовать дальше. Но так или иначе всем нам нужно стараться дальше друг друга поддерживать и что-то делать. И я надеюсь, что наш сайт поможет кому-то вновь быть услышанным.

Попасть на выставки «Галерее КХ» можно по ссылке.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.by


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: