Почему Лукашенко не отказывается от инструментализации мигрантов

Главное
Забор на беларусско-польской границе. Фото: Straż Graniczna

В Беларусь приехал спецдокладчик ООН по вопросу о правах мигрантов Фелипе Гонсалес Моралес. Миграционный кризис длится уже больше года. Казалось бы, он так и не принес беларусским властям никаких существенных дивидендов. Но, несмотря на это, официальный Минск все равно не отказывается от этого инструмента. Мигранты продолжают идти на Запад.

По словам пресс-секретаря МИД Беларуси Анатолия Глаза, запланированы встречи Фелипе Гонсалеса Моралеса и делегации ООН в Гродненском областном исполнительном комитете, общение с Беларусским Красным Крестом, визит спецдокладчика в район пункта пропуска Брузги, где в ноябре прошлого года группа мигрантов пыталась штурмовать польскую границу. При этом польские спецслужбы заявляли, что штурм контролировался высокопоставленным представителем Госпогранкомитета Беларуси. И обвиняли беларусских силовиков в том, что те не разрешают мигрантам, находящимся в пункте пропуска, вернуться вглубь Беларуси.

У  беларусских властей своя версия. Они обвиняют польскую сторону в преступлениях в отношении беженцев. Александр Лукашенко 28 января 2022 года в послании беларусскому народу и Национальному собранию заявил, что польские власти расстреляли на границе с Беларусью «сотни тысяч» мигрантов, которые пытались проникнуть в ЕС.

«Полагаем, что специальный докладчик будет заинтересован посетить места в приграничном регионе, где происходили события с большой группой людей, пытавшихся обратиться за убежищем в Польше и натолкнувшихся на жестокое и неправомерное сопротивление со стороны нашего соседа», — сказал Анатолий Глаз.

Польская сторона все обвинения отрицала. В Офисе ООН по правам человека тоже отмечали, что не располагают данными о массовых убийствах мигрантов на польско-беларусской границе.

Миграционный кризис длится уже больше года. Весной 2021-го пограничная служба Литвы стала сообщать об участившихся случаях задержания групп нелегальных мигрантов на границе с Беларусью. После введенных Западом санкций из-за инцидента с самолетом Ryanair Александр Лукашенко заявил: «Мы останавливали наркотики и мигрантов — теперь будете сами их есть и ловить». Поток мигрантов хлынул с новой силой.

К лету 2021-го ситуация лишь ухудшилась: к концу июня в Литве насчитали 636 задержанных мигрантов, пришедших через Беларусь. А беларусские пограничники, по утверждению литовских властей, не шли на контакт со своими коллегами из ЕС. О том, как мигранты попадают в Беларусь и по каким маршрутам двигаются дальше, мы писали в расследовании «Кто стоит за потоком мигрантов из Беларуси в Литву».

Отмечать рост потока нелегальной миграции стали и польские пограничники. Мигрантов становилось все больше. Практически каждый день приносил информацию о новых попытках пересечения польской и литовской границ.

В июле 2021 года министр обороны Литвы Арвидас Анушаускас заявил, что мигранты, пересекающие границу со стороны Беларуси, получают в нашей стране инструкции. Официальный же Минск отказался усиливать охрану границы для защиты Евросоюза от мигрантов, поскольку в отношении него вводятся санкции. А в Управлении Верховного комиссара ООН по правам человека рассказали, что, по словам задержанных в ЕС мигрантов, беларусские силовики заставляли их переходить границу.

Министр национальной обороны Польши Мариуш Блащак назвал миграционный кризис «грязной игрой Лукашенко и Кремля». С польским министром был солидарен и госсекретарь США Энтони Блинкен, посчитав проблему с мигрантами частью геополитической стратегии России.

Миграционный кризис привел к новым санкциям в отношении официального Минска. В ноябре прошлого года главы МИД стран ЕС одобрили введение пятого пакета санкций в отношении беларусского режима, основанием для которого стала, в том числе, инструментализация мигрантов. Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель призвал беларусские власти прекратить привозить мигрантов в нашу страну и выталкивать их на границы с ЕС. В санкционном списке, вступившем в силу в начале декабря, оказались такие беларусские компании и организации, как «Белавиа», «Центркурорт», «Оскартур», гостиницы «Минск» и «Планета», отдельная служба активных мероприятий Госпогранкомитета. По мнению европейских чиновников, они содействовали приезду мигрантов в Беларусь и их дальнейшему транзиту к границам Евросоюза.

Возможно, в Минске всерьез рассчитывали на то, что ЕС поддастся шантажу. Но Евросоюз не пошел ни на какие сделки с беларусскими властями. И предпочел в прямом смысле оградиться от нашей страны. В октябре 2021 года литовские власти начали работы по возведению забора на границе с Беларусью. Польские власти тоже заявили о строительстве заграждения на своих рубежах. Приближалась зима, и многие мигранты разместились в пункте пропуска Брузги. Но попытки нелегально попасть в Евросоюз не прекращались.

Начавшаяся российско-украинская война сместила фокус внимания, и миграционный кризис ушел на второй план. Зато теперь уже стало совершенно очевидно, что он был составной частью плана атаки на Запад накануне войны. Среди целей – создание перманентного очага напряжения на восточных рубежах ЕС, расчет на то, что поток мигрантов хотя бы частично отвлечет внимание европейских политиков от размещения российских войск вдоль границ с Украиной.

В конце июня 2022 года польская сторона сообщила о завершении строительства забора на границе с Беларусью. Литовские власти планируют закончить строительство к концу года. Появление заграждения усложнило преодоление рубежей для мигрантов. Но попытки не прекращаются. Например, мигранты стремятся попасть в Польшу с территории Беларуси по рекам, где нет ограждений. Литовские пограничники только в воскресенье, 17 июля, развернули на границе с Беларусью более 80 мигрантов, пытавшихся нелегально попасть в страну. Кризис не закончился, он просто ушел с первых полос СМИ.

На днях польские пограничники задержали мигрантов с российскими визами. Значит, теперь мигранты попадают в Беларусь и через Россию. Высока вероятность, что Россия даже содействует этому, преследуя собственные интересы.

А что получила в результате миграционного кризиса Беларусь? Две забора на своих границах. Скоро к ним прибавится третий – о строительстве капитального заграждения на границе с Беларусью объявила и Латвия. Всерьез испорченные отношения с соседями, экономические санкции. Есть и отложенные эффекты. Например, в условиях санкционного давления официальный Минск очень рассчитывает на Китай. Но проблемы на беларусских границах наверняка не вызывают восторга у руководства этой страны. Китай имел большие планы по расширению сухопутных маршрутов в ЕС, и крупнейший из них проходил через нашу страну. Введенные ЕС санкции против Беларуси и России ставят перспективы этого маршрута под угрозу. А проект модернизации польского железнодорожного терминала на границе с Беларусью не получил дофинансирование от Евросоюза. Европа не рассматривает Беларусь как надежного партнера. Наша страна несет убытки, несет убытки и Китай.

Казалось бы, от миграционного кризиса в активе Беларуси одни минусы. Но официальный Минск все равно не отказывается от от инструментализации мигрантов. Почему?

Для беларусских властей это было и остается средством давления на ЕС, шансом вынудить европейских политиков пойти на переговоры с Лукашенко. В прошлом году эта стратегия отчасти сработала – Лукашенко и уже исполняющая на тот момент обязанности канцлера Германии Ангела Меркель дважды говорили по телефону. Да, никаких значимых дивидендов официальный Минск не получил. Меркель отказалась принимать мигрантов с беларусско-польской границы и выразила солидарность с Польшей. Но надежд продавить европейских политиков беларусские власти не оставляют.

Миграционный кризис позволяет Минску сохранять хоть какой-то рычаг давления на Запад. Возможно, в будущем его удастся использовать для торга. Например, по снятию санкций. Да и на внутриполитическом поле тема мигрантов позволяет «играть мускулами», пропаганда активно использует «преступления Запада против мигрантов» в информационной войне. Сложившаяся ситуация по-прежнему выгодна Минску. А имеющиеся минусы? Тут беларусские власти, похоже, исходят из формулы, гласящей, что «исправить уже ничего нельзя, но окончательно испортить еще можно».

Но главный бенефициар миграционного кризиса – Москва. Кремль стремится всеми доступными средствами «раскачать» ситуацию в Европе. Причина прежняя: миграционный кризис должен держать Европу в напряжении. Силы и ресурсы Польши, Литвы, Латвии, да и всего ЕС должны быть оттянуты на проблемы с мигрантами.

Все это – часть большой игры по дестабилизации. Война, энергоресурсы, голод, вынужденная миграция – Москва использует любые инструменты. Россия пугает мир голодом, причиной которого могут стать, в том числе, и созданные Кремлем проблемы с вывозом украинского зерна. Следствие голода – рост миграции в ЕС, ее перспективами Россия уже шантажирует Запад. И тут, кроме старых и традиционных маршрутов через Средиземное море, может пригодиться налаженный канал поставки мигрантов через Беларусь. Не зря же в последнее время фиксируется рост мигрантов, попадающих в Беларуси как раз через Россию. Москва создает «точки напряжения» везде, куда может дотянуться. А официальный Минск, преследуя свои собственные интересы, идет на поводу у Кремля. Предоставляя свою территорию не только российской армии, но и нелегальным мигрантам.

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.by


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: