Чешские студенческие инициативы занялись медиаграмотностью

Мнение
Фото: Martin Krchnacek, unsplash.com

В Чехии идет горячая дискуссия относительно угроз, исходящих от дезинформации и враждебной внешней пропаганды. Зафиксированы множественные случаи распространения теорий заговора, которые демонстрируют серьезность дезинформационной активности в информационном пространстве Чехии. Эти теории включают слухи о том, что демонстрации протеста против президента Милоша Земана были организованы американским посольством; так называемый «Литиумный скандал», который ударил по социал-демократической партии перед парламентскими выборами 2017 года; а также другие заговоры и очерняющие кампании против кандидатов на президентских выборах в 2018 году.

Хотя исследование показало, что чешское общество осведомлено об этой угрозе, оно, тем не менее, не имеет к ней иммунитета. Социологическое исследование, проведенное «Институтом Эмпирических Исследований» и организацией «Transitions», показало, что только 25% респондентов были в состоянии определить, соответствует ли образец статьи журналистским стандартам. Другое исследование, опубликованное в том же году агентством «Nieldsen Admosphere» для «Фонда поддержки независимой журналистики», показало, что 27% респондентов были в той или оной степени убеждены, что миграция из мусульманских стран в Европу была организована Европейским Союзом. В другом исследовании как минимум 14% респондентов указали, что считают различные маргинальные сайты, распространяющие теории заговоров и дезинформацию, надежными источниками информации.

Эти неутешительные результаты могут быть частично вызваны низким уровнем медиаграмотности среди населения Чехии. Например, в «Рейтинге медиаграмотности», опубликованном в 2019 году, Чехия набрала не выдающийся 51 балл из 100, продемонстрировав тенденцию к падению в рейтинге по сравнению с предыдущим годом. Это, вероятно, отражает недостаток систематической тренировки медиаграмотности в системе образования – как в школьной программе, так и в подготовке кадров для школьной системы. Например, 50% учительского персонала были не в состоянии отличить новостную заметку от PR-материала или посчитали новостные порталы сомнительного качества – такие, как политический таблоид «Parlamentí listy» – источниками истинной информации.

Молодые люди обходят старую систему

Для поддержания долгосрочных реформ необходима политическая решимость, направленная на то, чтобы исправить печальную ситуацию с медиаграмотностью в чешской системе образования. Пока это не будет сделано, придется уповать на креативность и решимость отдельных учителей, экспертов и гражданских активистов. Однако на момент выхода данной статьи уже был задействован ряд инновационных подходов, направленных не повышение стойкости общества перед дезиформацией и манипуляциями.

Важно отметить, что многие инициативы, направленные на то, чтобы заполнить провал в медиаграмотности, были созданы самими молодыми людьми. Учитывая, что студенты сами лично испытывают трудности от недостатков системы образования, они небезосновательно считаются одновременно самой активной и заинтересованной группой. Более того, во время занятий они могут обращаться к своим сверстникам как к равным и говорить на их языке, создавая более вовлекающую атмосферу. А как искушенные, в смысле цифровых технологий, юзеры, они в курсе последних изменений и могут включить эти знания в свои уроки.

Чтобы успешно реализовать новые инициативы, молодым людям необходима структура и поддержка. В Чехии платформа была предоставлена Факультетом социальных наук Университета Масарика и, в частности, ведущими исследователями в области дезинформации Петрой Млейнковой и Милошем Грегором. Под их руководством студенты приняли участие в так называемом Peer to Peer (P2P): Facebook Global Digital Challenge, с целью вовлечь учащихся в организацию кампаний в социальных сетях и офф-лайн стратегий, направленных на противодействие хейтерским и экстремистским нарративам. Два проекта, запущенные Университетом Масарика со временем трансформировались в независимые неправительственные организации, которые продолжают работу. Вот их описание.

Zvol si info (Выбирай свою информацию)

На своем веб-сайте активисты «Выбирай свою информацию» объясняют, почему они начали этот проект: «Мы – группа студентов из Университета Масарика, которые осенью 2016 сказали себе «Хватит!» и создали этот проект. Нам надоело смотреть, как умные головы заполняются глупой (дез)информацией».

Это заявление объясняет мотивацию студентов объединиться и выступить против дезинформации, направленной на их поколение. Первым делом студенты провели исследование, направленное на то, чтобы выявить, откуда молодые люди потребляют информацию. Оказалось, что 70% респондентов получали свою информацию из Facebook, и каждый пятый из них не был озабочен происхождением статей, которые он читает.

Следующим шагом стало создание медиа-мануала «Гид для Интернет-серфера», который помогал молодым людям ориентироваться в лившейся на них информации. Силой мануала была его простота. Он фокусировался на пяти базовых, но ключевых точках: достоверность источника, присутствие обвинений и ярлыков, придуманные факты, манипуляция изображениями и эмоциональный подход.

Мануал стал основой для круглых столов, которые проводились в основном в старших школах и были направлены на проверку информации и развитие навыков критического мышления. Содержание мероприятий адаптировалось под целевую группу. Например, в занятиях для младших учеников акцент делался на принципы безопасности онлайн среды. На занятиях со старшими использовались их уже имеющиеся знания о психологии, СМИ, политике. Ключевым принципом такого обучения была независимость участников. Вместо лекторов, которые убеждали участников в том, кого читать и кому верить, студентам предлагали самим принять участив в упражнениях, чтобы выработать собственные навыки критического мышления. С начала проекта такие тренинги были организованы в более чем 80 городах в разных частях Чехии и Словакии для почти 20 тысяч молодых участников.

Участники проекта также написали книгу, которую назвали «Лучшая книга о фейк-ньюз, дезинформации и манипуляциях!!!». Эта книга описывает тему в форме, доступной самым неискушенным пользователям. Она также вышла в формате аудиокниги, а тысяча копий была распространена в школах, больницах и других учреждениях.

Инициатива «Выбирай свою информацию» развивается и расширяет деятельность. Недавно она представила мобильную игру «Инфозавр», которая сочетает обычное аркадное приключение с заданиями, касающимися теорий заговора, соцсетей или медиа. Последним на данный момент проектом стала обновленная версия мануала «Гид для интернет-серфера», которая фокусируется только на социальных сетях.

Fakescape (Убеги от фейков)

Еще один проект, запущенный студентами Университета Масарика в 2018 году, основывается на том факте, что интерактивный способ обучения и игрофикация (применение игровых принципов в неигровых процессах – reform.by) максимально эффективны, если применяются с учетом возраста целевой группы. Таким образом студенты создали тренинг, комбинируя принципы настольной игры и эскейп-рума. Применяя тактику, основанную на сотрудничестве, студенты научились определять манипуляции в Интернете.

Темой первой игры Fakescape была кампания дезинформации на вымышленных президентских выборах. Игра состояла из таких задач, как верификация политических программ и заявлений отдельных кандидатов или того, как медиа освещают их кампании. Используя этот набор, авторы не только развивали критическое мышление участников, но и повышали уровень их знания о механизмах политики и основных обязанностях гражданина демократического общества.

Вторая игра Fakescape была ориентирована на младших учеников и, следовательно, использовала более простую тему: зомби-апокалипсис. Чтобы спасти планету от апокалипсиса, участники должны были распознать манипуляцию в Интернете. Эта игра пользовалась успехом также благодаря чешскому ютьюберу LukeFry, который упоминал о ней в своем Instagram, а также создал видеоролик, посвященный игре.

Динамичная команда Fakescape также использовала закрытие школ на карантин во время пандемии COVID-19 и запустила онлайн проект под названием «Co-víš19», направленный на развитие медиаграмотности. Чтобы перейти на следующий уровень испытания, участники должны были выполнить задачи, требующие медиаграмотности и критического мышления. Три лучших участника выиграли ваучеры на книги, которые были предоставлены компаниями, поддержавшими проект.

В игры серии Fakescape играли более 14 тысяч студентов в более чем 100 городах Чехии. Организаторы проекта также организовали презентации в 11 странах, где в них играли по-английски, что сделало эту чешскую инициативу международной.

Молодежь, подай голос!

Медиаграмотность – это ключ к тому, чтобы общества стали более устойчивыми к дезинформации и более способными ориентироваться в информационном пространстве. Адаптация нынешней системы образования к новым реалиям это долгосрочный проект, который требует существенных реформ и инноваций. К сожалению, большинство правительств Центральной и Восточной Европы не способны (а, возможно, и не желают) проявить активность в этом вопросе. Препятствием является и нежелание учителей принимать новые идеи.

Очевидна необходимость твердой позиции гражданского общества по этому вопросу. К счастью, большое количество негосударственных организаций сконцентрировались на этой проблеме и хотя бы частично выполняют работу, которую должна выполнять система образования. Описанные выше примеры демонстрируют, что даже небольшие инициативы, запущенные самими студентами, могут достигнуть умов тысяч молодых людей и открыть неожиданные методы вовлечения, мотивации и образования.

Молодое поколение, с одной стороны очень уязвимо к дезинформации вследствие «ограниченного жизненного опыта», с другой – является ценным участником разговора о ключевых вызовах, исходящих из происходящей динамичной трансформации информационной среды.


***

Юлие Винклова
Помощник руководителя проектов в Пражском институте исследований в области безопасности, член команды Fakescape

***

Эта статья опубликована в рамках проекта «Грамотность в Интернете для редакторов и администраторов публичных страниц в социальных сетях», управляемого iSANS и поддерживаемого грантом Международного Вышеградского Фонда. Англоязычная версия этой статьи доступна на isans.org.

***

Перевод: Reform.by

***

Понравился материал? Успей обсудить его в комментах паблика Reform.by на Facebook, пока все наши там. Присоединяйся бесплатно к самой быстрорастущей группе реформаторов в Беларуси!

🔥 Подпишитесь на нас в Google News, Яндекс.Новости или в Дзен.

Оцените статью
REFORM.by