Эксперт о концепции инфобезопасности: Мораль и нравственность используют как универсальную затычку

Главное
Фото: Justin Lane, unsplash.com

Так считает аналитик Международной сети стратегической безопасности (iSANS), согласившийся на условиях анонимности прокомментировать проект Концепции информационной безопасности. Документ распространили в Байнете после расширенного заседания Совета безопасности с участием президента. Подлинность текста (.pdf) подтвердить невозможно, однако все тезисы, которые озвучивали участники заседания для журналистов, совпадают с опубликованным документом.

Редакция #RFRM попросила эксперта высказать критические замечания по предложенному варианту Концепции. Надеемся, что-то из озвученного услышат разработчики:

International Strategic Action Network for Security
International Strategic Action Network for Security

«Документ эклектичный. Похоже, частично пользовались переводными материалами ЕС, которые касаются безопасности, но также довольно много взято из российских источников. Какие-то пассажи напоминают цитаты из выступлений или статей основателей Лиги Безопасного Интернета РФ Малофеева и Ашманова. И как только используется эта часть, моментально «плывет» четкость и юридическая обоснованность понятий. Использование таких квази-философских понятий (в том числе, введенных в оборот как обоснование и базис «Русского мира»), как «традиционные ценности», оборотов «взгляды, принятые в Республике Беларусь на сферу информационной безопасности», «размывание национального менталитета и самобытности», напоминает скорее о России, Туркменистане и Северной Корее, чем о европейской стране. Сюда же отсылает пассаж о дискредитации властных структур, и о необходимости использования информационного пространства исключительно в целях социального, экономического и культурного развития. Это практически прямая цитата из туркменского закона о регулировании Интернета. Как раз отсутствие нормальной культуры дискуссии — в том числе, и политической, ведет к дестабилизации и понижению резистентности общества.

Мораль и нравственность, похоже, вообще используется как универсальная затычка для решения проблем, но проблема в том, что таким образом реальные угрозы предотвратить невозможно. «Русский мир» как раз постоянно и апеллирует к морали, нравственности, духовным ценностям (единственно правильным), и использует эти понятия для ведения информационных войн. Иногда вообще непонятно, зачем использовано это словосочетание, например, здесь «направленную на получение неправомерного (это вообще что?) доступа к этим ресурсам… вопреки общепринятым нормам морали и нравственности»

Многие пассажи из-за размытости и идеологизированности формулировок могут и будут использоваться для подавления работы независимых СМИ и активистов («незаконная информация», «запрещенная информация», «дестабилизация общественного сознания», «позитивное правосознание») вместо того, чтобы использоваться по назначению — для пресечения деятельности вредоносных гибридных ресурсов, признаки которых нужно описать четко, согласно международной правовой рамке, используя опыт наиболее продвинутых стран Европы.

Формулировка про угрозы, возникающие в результате «противоборства между ведущими мировыми центрами силы» выглядит как очередная попытка баланса между «Русским миром» и цивилизованной частью мира, и не учитывает весь спектр угроз, который на самом деле существует и для Беларуси тоже.

При этом похвальна декларированная готовность участвовать в мультилатеральном, многостороннем сотрудничестве по предотвращению угроз. Вопрос — насколько это будет реально реализовано в рамках сотрудничества с Советом Европы, программ сотрудничества с ОБСЕ, а также с центрами по предотвращению гибридных угроз ЕС — НАТО.

Похвальна также часть о расширении роли беларусского языка. Жаль только, что эта часть находится под русскомирной формулировкой о сохранении традиционных устоев и ценностей, и первая часть опять словно списана с охранительных российских ресурсов.

Слабо прописаны меры по противодействию. Это какая-то комсомольско-пионерская часть, особенно про «нетерпимость к асоциальному поведению». Опять же, необходимо обращение к передовому опыту. В качестве домашней работы могу предложить изучить материалы центров по противодействию гибридным угрозам, например, Hybrid CoE Европейского Центра по противодействию гибридным угрозам».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.by


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: