Обеспечение народного единства и ВНС для избранных. Опубликован проект закона «Об основах гражданского общества»

Главное
Всебеларусское народное собрание.

Первой задачей взаимодействия государства и гражданского общества предлагается признать обеспечение народного единства. Для избранных субъектов гражданского общества предусмотрено участие в ВНС. Речь идет о наиболее крупных общественных и профсоюзных объединениях. Их перечень опубликует Минюст. Такие положения содержатся в проекте закона «Об основах гражданского общества». Он внесен в Палату представителей и опубликован в банке данных законопроектов на Национальном правовом интернет-портале.


В законе дается определение гражданского общества и его субъектов. Согласно проекту, «гражданское общество – общность граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь (далее – граждане), выражающих свою гражданскую позицию посредством участия в общественных отношениях и институтах, не запрещенных законодательством».

Субъектами гражданского общества названы «объединения граждан или юридических лиц на основе членства вне зависимости от количественного, территориального или иных цензов, чья уставная деятельность направлена на решение основных задач взаимодействия государственных органов (организаций) и гражданского общества».

В проекте определены принципы взаимодействия государства и гражданского общества. Они включают:

  • законность,
  • гласность,
  • добровольность,
  • соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;
  • равенство прав граждан и запрещение дискриминации;
  • взаимную ответственность за достижение целей общественного, социального прогресса.

Указаны также задачи взаимодействия государства и гражданского общества. На первом месте стоит обеспечение гражданского (народного) единства. Далее следует «обеспечение независимости, территориальной целостности Республики Беларусь и государственного суверенитета». К задачам также отнесены:

  • содействие дальнейшему развитию демократического социального правового государства;
  • повышение вовлеченности гражданского общества в управление делами государства, реализацию государственной политики с учетом приоритета национальных интересов;
  • организация конструктивного взаимодействия государственных органов (организаций) и гражданского общества, направленного на укрепление доверия к институтам государственной власти;
  • содействие учету общественного мнения и законных интересов граждан при осуществлении государственной политики в целях достижения общественного консенсуса по ключевым вопросам развития Республики Беларусь;
  • повышение гражданского самосознания, политической культуры и социальной ответственности граждан;
  • участие в духовно-нравственном и патриотическом воспитании граждан, основанном на культурных и духовных традициях, сохранении исторической правды и памяти беларусского народа;
  • укрепление единой общности «беларусский народ», воспитание уважения ко всем национальностям, религиям и культурам.

В проекте оговаривается, что деятельность субъектов гражданского общества «не может быть направлена на осуществление пропаганды войны или экстремистской деятельности».

Государство, в соответствии с проектом, содействует развитию гражданского общества. Для этого оно должно способствовать реализации основных задач взаимодействия с гражданским обществом, обеспечивать эффективное функционирование институтов госвласти в его интересах. Государство также гарантирует защиту прав и законных интересов субъектов гражданского общества. Оно будет оказывать поддержку субъектам гражданского общества через совокупность мер, «направленных на содействие развитию гражданского общества, создание и обеспечение условий, гарантий и стимулов деятельности таких субъектов, защиты их прав и законных интересов».

Предусмотрено, что субъекты гражданского общества смогут получать во владение и пользование госимущество безвозмездно для осуществления своих уставных целей.

В проекте устанавливаются общие формы взаимодействия государства и субъектов гражданского общества. В частности, упоминается участие субъектов в работе коллегиальных образований государственных органов, общественно-консультативных советов, в заседаниях местных исполнительных и распорядительных органов по их приглашению. Они также смогут участвовать в формировании и реализации госполитики, смогут вносить предложения об актах законодательства нормотворческим органам, участвовать в подготовке и публичном обсуждении НПА. Предусмотрены и такие формы взаимодействия, как общественный контроль, государственный соцзаказ.

Отдельно выделены особые формы взаимодействия, в числе которых упоминается избрание делегатов ВНС, проведение различных встреч, площадок, приемов для выработки предложений для обсуждения на ВНС, участие в реализации решений собрания.

Данные формы взаимодействия будут доступны субъектам, которые зарегистрированы и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством, имеют областные, Минскую городскую организационные структуры, а также являются республиканскими общественными объединениями, численность членов которых составляет не менее 100 000 граждан, или объединяют не менее половины зарегистрированных профессиональных союзов. Подтверждать принадлежность субъектов к тем, которые имеют право взаимодействовать с государством в особой форме, будет Минюст. Он же должен будет разместить их перечень на своем сайте.

Предполагается, что основные положения закона вступят в силу через три месяца после официального опубликования.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Мы будем благодарны за поддержку нашей работы донатом.

Последние новости


REFORM.by


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: